Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

15 главная тема П Р О М Ы С Е Л № 26 (096), 21–27 июня 2010 г. ских валенок – из чёрной или серой шерсти. И хотя они ассоциируются с де- ревенским стилем, носили валенки и в городах. Это была наша, родная русская обувь, теплоту которой ничто не заме- нит. Ходили в войлоке и молодые, и ста- рые. А если подошва у валенок протира- лась, их подшивали кусочком кожи, и они становились как новенькие. Про не- подшитые даже в известной песне поёт- ся: в таких из дома лучше не выходить, а уж тем более на свидание к милому или милой. «Чем подарочки носить, лучше валенки подшить». Потом как-то неожиданно валенки практически исчезли из нашего обихо- да. Но ни кожа, натуральная или искус- ственная, ни всяческие утеплители не выдержали конкуренции с простой ове- чьей шерстью, свалянной в удобную обувь. И валенки вновь вернулись как хорошо забытое старое, а значит, непре- менно модное. Взялись за валенки и ведущие дизай- неры. Валентин Юдашкин, например. И даже показы своих коллекций устра- ивают. А всякие знаменитости востор- гаются войлочными сапожками и по- читают для себя особым шиком выйти из дорогой иномарки в валяной обувке с отделкой, узорами, вышивкой и со- временным элементом декора – стра- зами. Крохотные – для гномов, гигантские – для богатырей Елецкие валенки столицу покорили сра- зу. В 2007 году елецкая фабрика пред- ставляла свои изделия на Выставке до- стижений народного хозяйства в Мо- скве, удивив всех посетителей гигант- скими валенками 47-го размера. А ещё раньше фабричный умелец Владимир Шандаков делал валяные сапоги (52-й размер!) прославленному борцу Алек- сандру Карелину. Растянуть заготовку до такого гигантского размера было не так-то просто. А теперь елецкие мастера принорови- лись валять «обувку для гномов» – так окрестили маленькие сувенирные вале- ночки, высотой в три-пять сантиметров, которые фабрика начала выпускать три года назад. Поначалу делала их только одна мастерица – начальник производ- ства Елена Александрова, она же и ини- циатор идеи сувенирных сапожек. Они совсем как настоящие, только работа над ними очень уж сложная. Елена Геор- гиевна признаётся, что легче сделать де- сять пар обычных валенок, чем одну крохотную. А в 2008 году в Москву на Международ- ную выставку «Спорт и отдых» елецкие мастера привезли уникальную коллек- цию сувенирных валенок высотой всего в один сантиметр, тем самым ещё больше покорив ценителей старинного ремесла. В самом Ельце валеночки «для гномов» идут на ура. Город как туристский центр испытывает настоящий сувенирный бум. Валенки, как и кружева, заняли прочное место в ряду брендов древнего города. Микросапожки фабрике зака- зывают муниципальные и районные власти на протокольные сувениры для гостей елецкого края и местные пред- приниматели для продажи туристам че- рез свои магазины. На самой фабрике маленькие валенки тоже можно приоб- рести. – Если на валенки привычных размеров спрос обычно бывает только в морозы, как, например, в начале нынешнего ян- варя, то сувениры – круглый год в ходу, – говорит Елена Георгиевна. – И хотя цена подарочных валеночек – можно сказать, символическая, всего сто ру- блей, и прибыли с них нет, для нас глав- ное то, что мыможем такие крохотульки делать. Это ещё больше поднимает наш авторитет среди сапого-валяльных про- изводств страны. Лидер старинного промысла Можно смело утверждать, что в ООО «Елецкая сапого-валяльная фабрика» – самый стабильный коллектив. Валерий Васильевич Александров пятнадцать лет в этих стенах, был механиком и уже десять лет как директор. Одна из опыт- нейших мастериц Елена Георгиевна Александрова работает на фабрике бо- лее тридцати лет. Сейчас она заведует производством. Большинство мастеров-валяльщиков также давно связали свою жизнь с фа- брикой и «дедовской» профессией – ва- ленки делать. Сегодня ООО «Елецкая сапого-ва- ляльная фабрика» – одно из самых успешных предприятий малого бизнеса в Липецкой области. В начале этого года на конференции «Малый бизнес-2010» фабрика получила диплом администра- ции Липецкой области как победитель конкурса «Лидер малого и среднего биз- неса» в номинации «Производство». Это – одна из последних наград фабри- ки. За три с лишним года, после возрож- дения на предприятии старинного ва- ляльного промысла, грамот и дипломов собралось столько, что они едва поме- щаются на большом стенде. – Каждый год мы участвуем в различ- ных выставках и ярмарках – областных, всероссийских, международных, – рас- сказывает Валерий Васильевич. – Нас знают в стране и за рубежом. Потому много заказов. За один день нашимасте- ра делают сорок пар валенок. А всего за валяльный сезон мы выпускаем их поч- ти четыре тысячи. И это не предел. Безусловно, производ- ство будет расширяться, а продукция становиться всё более разнообразной. Хотя, кажется, елецкие валенки уже и так побили все рекорды по красоте и ав- торским задумкам. Главное, что такое производство нужно людям. Пусть многие, покупая валенки, лишь отдают дань моде. Но к хорошему привыкаешь быстро. Тем более к насто- ящему, а значит, вечному. Герой детского рассказа Михаила При- швина так и думал: всё на свете имеет конец, всё умирает, и только одни де- душкины валенки вечные. . Ольга КРУТОВА, Владимир КУЛИК (фото) Примечательно, что размер валенка указывается в сантиметрах. Чтобы подобрать нужный, нужно замерить длину стопы и прибавить два – на усадку. Можно действовать по-другому: к своему размеру обуви прибавить тринадцать – полученное число и будет размером валенок images.yandex.ru images.yandex.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz