Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

42 культура Ф Е С Т И В А Л Ь молитву, очень органично вписались в общую музыкальную палитру. В этом году государственный праздник пришёлся на последний день фестиваля имени Хренникова. Может быть, благодаря этому имени мы и услышали выдающегося альтиста, народного артиста Советского Союза Юрия Башмета и его детище – камерный ансамбль «Солисты Москвы». Несколько лет назад Юрий Абрамович уже выступал в Липецке, но тогда послушать лучшего альтиста мира смогли немногие. А на Соборной площади собралось не менее полутора тысяч зрителей. Их не испугало даже палящее солнце, а те, кто попредусмотрительнее, пришли на концерт с зонтиками и веерами… Как отмечают многие, нынешний кризис коснулся почти всех, кроме музыкантов «высокого полёта». Нужно отдать должное директору филармонии Наталии Николаевне Мекаевой, которая начала переговоры с Башметом ещё год назад, чтобы вписаться в очень плотный гастрольный график альтиста. Ради поездки в Липецк Башмет лишил себя возможности присутствовать на вручении Государственной премии России, правда, на этот раз награду вручали не ему, но он является членом «наградной комиссии». – Здесь нужно правильно расставить приоритеты, – сказал Юрий Башмет в коротком разговоре перед концертом. – Премию вручат и без меня, а вот почтить память выдающегося композитора и человека Тихона Николаевича Хренникова необходимо. Я был знаком с ним, даже защищал его, когда Хренникова пытались обвинить в сталинизме… – Вы приехали со скрипкой Страдивари? – Мы без неё никуда. Тем более что в оркестре не одна скрипка этого мастера. Та, которая с нами сегодня, некогда принадлежала царю Александру III. Сейчас она находится в Государственной коллекции и уже 20 лет у меня. Мы с оркестром иногда проводим акции- концерты, в которых играем только на инструментах Страдивари. Причём делаем это не только в Москве, а проезжаем по всей стране. Пока в Липецке такого не слышали… У каждой из скрипок своя исключительная история. Одну из них 9 мая 1945 года в Берлине обнаружил наш подполковник. Он пробрался на территорию немецкой столицы, контролируемую американцами, нашёл инструмент и уехал с ним на родину. А потом сдал его в Комитет по культуре. На этой скрипке играли многие выдающиеся скрипачи. Мне тоже недавно посчастливилось выступать с этим инструментом. Но я очень редко беру в руки скрипку – я альтист. Великий Паганини, кстати, тоже играл и на альте. – Как часто вам удаётся выступать в России? – По возможности. Я люблю нашего российского слушателя. Хотя, конечно, за границей культура слушательская более высока. Но даже если здесь аплодируют между частями, то никакой трагедии в этом нет. Выдающийся композитор Дмитрий Борисович Кабалевский гениально сказал: «Если зрители реагируют аплодисментами на паузы между частями произведения, я радуюсь. Это значит, у меня появились новые слушатели». – Вы недавно снялись у Владимира Соловьёва в фильме «Асса-2». То есть теперь вы идёте, так сказать, за руку с Барышниковым и Годуновым? Зачем? – Я туда не стремился. И шесть раз отказывался от подобных предложений. Например, я не смог сниматься в «Крейцеровой сонате». Хотя Олег Янковский настаивал, чтобы я сыграл роль соблазнителя. Но съёмки тогда проходили в ноябре, а у меня были гастроли по Японии. К тому же я уверен, что моя специальность – музыка. И тогда я не счёл нужным что-то менять в своей жизни. Следующее предложение поступило от Никиты Михалкова. Он звал меня в «Очи чёрные». Но я опять отказал. А Соловьёв меня долго уговаривал, я и ему постоянно говорил о нехватке времени и гастролях. А он оказался хитрецом – позвонил в мою дирекцию и узнал весь мой гастрольный график. Подстроился под него и смог совместить съёмочные дни с моими «выходными». Так что крыть мне было нечем, и я пошёл. – Ещё раз этот опыт повторите? – Всё зависит от обстоятельств. Если это будет как-то связано с музыкой, то почему бы и нет? – Вы работали и продолжаете сотрудничать со многими выдающимися музыкантами. Например, с Денисом Мацуевым, который в День России стал обладателем Госпремии. Да и премия имени Шостаковича, которую вы учредили, тоже досталась этому Юрий Башмет встал на защиту Тихона Хренникова, когда его обвиняли в сталинизме Фото Николая ЧЕРКАСОВА № 25 (095), 14–20 июня 2010 г. блестящему молодому пианисту. Вам важны личностные качества человека, с которым вы выходите на сцену? Или же главное – профессионализм? – Видимо, мне не так важен человек, сколько наличие в нём таланта… Я никогда не задумывался над этим. Да и для сцены это, наверное, не так важно. Главное – результат. А наши личные взаимоотношения – это абсолютно второстепенные вещи. А с Мацуевым мы дружим. Я его просто обожаю. 11 июня мы играли вместе с ним «Скерцо» Брамса на его дне рождения… Я приехал с гастролей из-за границы, в Москве было всего пять часов, вот и успел с Денисом повидаться, поздравить его. Он заслуживает абсолютно всех премий и похвал. Сегодня он лучший среди молодого поколения музыкантов. Он правильно сказал, получая премию из рук президента: если бы из наших молодых музыкантов собрать футбольную команду, то мы бы уже были в Южной Африке. И самое главное, что он живёт и работает в России. – Спасибо за беседу. И ждём вас в следующий раз обязательно со скрипками Страдивари. Через два года мы, Бог даст, снова окунёмся в волшебную атмосферу фестиваля имени Тихона Николаевича Хренникова. Только если финальная точка нынешнего праздника музыки была столь выдающейся – какой же будет заглавная буква следующего?!. . Евгения ИОНОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz