Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

15 главная тема К У Р С Иннопродукты от госкорпорации Другое направление деятельности структуры – создание российской на- ноиндустрии, способной уже к 2015 году довести выпуск нанопродукции до 900 миллиардов рублей. Что планиру- ется сделать? Начать поставки нанома- териалов для ракетно-космической от- расли. Цель – повысить КПД космиче- ского корабля, увеличив вес полезного груза, выводимого на орбиту. Пока со- отношение веса спутника к общему весу системы не превышает 1,5 – 1,8 процента. Между тем расчёты показы- вают, что использование нанокомпо- зитных материалов при сооружении космических ракет способно дать взрывную экономию. Иными словами, космическое буду- щее России зависит от того, освоит ли страна массовое производство нано- материалов или нет. Не менее нужны наноматериалы и авиастроению, где началось радикальное замещение алюминия. Примеры? Если в «Боин- ге-777» доля композитных материа- лов не превышает 18 процентов, то в самолёте следующего поколения, «Бо- инге-787», или дримлайнере, она до- стигает 53 процентов. При этом новые материалы потребо- вали и новых технологий. Современ- ный самолёт буквально сплетают из волокна. Ничего подобного у нас пока нет. И вопрос стоит предельно жёстко: либо через 5-10 лет страна освоит эти технологии, либо наши «Илы» и «Ту» останутся на земле. Они не полетят просто потому, что их вес будет на 20- 30 процентов больше, чем у зарубеж- ных аналогов. Не менее кардинальной перестройки требуют и остальные отрасли. В част- ности, судостроение, где речь идёт о за- мещении не алюминия, а стали, строи- тельство. Появились проектымостов, и в частности, моста через Волгу, при монтаже которого предлагается ис- пользовать вместо классических кон- струкций наноматериалы. Их примене- ние позволит на 50 процентов умень- шить вес сооружения. За счёт широкого применения нанокомпозитных мате- риалов предполагается на 250-300 ки- лограммов снизить вес автомобилей. При этом «Роснано» готово поддер- жать частный бизнес. Не заменить, а именно поддержать. И уже утверждён 81 проект, требующий от госкорпора- ции 116 миллиардов рублей. К ним бу- дут добавлены частные деньги, и в ито- ге общий объём инвестиций в проекты составит 267 миллиардов рублей. И надо отметить, что эти деньги уже ра- ботают. Два месяца назад в Урюпинске введёнв стройпервыйроссийский завод по нанесению наноструктурированных покрытий на металлорежущий инстру- мент. Разработка Курчатовского инсти- тута позволила в разы снизить количе- ство заточек инструмента, в разы увели- чить срок его службы после перезаточ- ки. И самое главное – в разы увеличить скорость обработки изделия, в частно- сти лопаток авиатурбин. А это сегодня магистральное направление мирового станкостроения, поскольку обеспечива- ет колоссальный рост качества. Возможно, в будущем эти технологии появятся и на НЛМК, позволив делать более прочными валки прокатных ста- нов. Нанопокрытия вытесняют сегод- ня целые отрасли. И в частности, галь- ванику. Грандиозный экономический эффект обещают нанопокрытия, нане- сённые на стекло. Не снижая прозрач- ности материала, они кратно повыша- ют его теплоизоляционные свойства. А это резкий рост энергоэффективно- сти зданий. Ещё одна сфера применения наномате- риалов – солнечная энергетика. В чис- ле крупнейших проектов строящийся в Чувашии завод по производству тонко- плёночных солнечных батарей. Стремительно развивается оптоэлек- троника, и прежде всего –производство светодиодов, которые, как полагает Чу- байс, уже в ближайшие 10, максимум 20 лет вытеснят не только лампочки нака- ливания, но и компактные люминис- центные лампы. Они в 2,5 раза эконо- мичнее последних и в 50 раз долговеч- нее первых. Так что вопрос сегодня № 24 (094), 7–13 июня 2010 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz