Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
31 общество Р О С С И Я Истобным лесом на Деленском верху». Тогда в ней было всего пять дворов: Сальковых, Кондаковых, Двойченко- вых, Шаталовых и Панарьиных. Ещё одно объяснение названия села связа- но с именемпервого Российского импе- ратора, который ранней весной проез- жал по Старо-Московской дороге в Во- ронеж. Пришлось Петру Алексеевичу здесь заночевать прямо на сеновале. А утром его разбудили многочисленные соловьиные трели. Так он и порешил: называться сему месту – Соловьёво. – Вот за этим столом, по легенде, Пётр Первый и сиживал у нас, – показывает нам действительно старинный предмет мебели заведующая Центром культуры и досуга Соловьёво Надежда Алексеев- на Костенькова. – В начале села раньше располагалась конная привязь, и за этим столом коней-то и регистрирова- ли. Говорят, что и часы наши тоже «ви- дели» Петра. Кстати, по одной из версий, в здешних лесах те самые соловьи-разбойники на царя-батюшку и напали. Среди наибо- лее страстных защитников императора были его охранники – Пётр и Павел. В честь своего спасения повелел он по- ставить церковь. Так в округе появи- лись два Петропавловских храма, по- ставленных в 25-и километрах друг от друга – один в Красной Пальне, другой – в Чёрной Слободе (перед Ельцом). Так что многое в Соловьёво окутано тайной и стало уже легендой. Например, хранится в музее Центра культуры и досуга старая фотография. На ней – шумовой оркестр елецкой же- лезной дороги, в центре некто Абросимов-Морской. Некоторое время назад в селе жила бабушка, которая со- брала об этом человеке множество раз- личных публикаций, даже наградных грамот. Но вот почему она это делала и какое отношение Абросимов-Морской имеет к Соловьёво – прижизни собира- тельницу не удосужились спросить… А вот ещё одна легенда, которую из по- коления в поколение передают соло- вьёвские жители. Есть в Слободке, куда раньше высылали солдат после окончания срока службы, Хренкин луг. Быть может, он назван так потому, что находится уж очень далеко. Но мест- ные жители рассказывают: будто бы туда была отселена прабабка компози- тора Тихона Николаевича Хренникова. Почему семья её отделила соловьёвцам – неизвестно. Так что можно дать волю фантазии. Защитница При въезде с Соловьёво сразу виден купол церкви, поросший травой и ку- старником. Храм сегодня восстанавли- вается. Только дело это очень трудоём- кое и нескорое. Кстати, церковь в Со- ловьёво в годы активной атеистиче- ской пропаганды не разрушали. Селяне как могли поддерживали стены этого культового дома – чего здесь только не было: и мукомольня, и склад с химикатами, и заправочная станция. Зато здание постоянно ремонтировали, правда, куда-то исчез крест, да и сам ку- пол был уничтожен (одни говорят, что он загорелся от молнии, другие судачат, что «купол крест утащил»). Но с началом перестройки, а с ней глас- ности и разгильдяйства, церковь нача- ла саморазрушаться, ушли хозяева, дыры латать стало некому, обвалилась крыша трапезной, испарились решётки на окнах… Только совсем недавно нача- ли всем миром, как говорится, приво- дить храм в порядок. Кстати, его появ- ление на соловьёвской земле так же ле- гендарно, как и обретение названия са- мого села. Есть не одна версия того, как Крестовоздвиженский храм оказался в том месте, где стоит и по сей день. Например, такая… Более двух столетий соловьёвцы жили без церкви. И однаж- дыодной старушке во сне явиласьБожья Матерь и указала на место, где нужно было церковь поставить. Так в 1890 году и приступили к строительству храма Воздвиженья Креста Господня. Каждый вносил свою лепту. Главными строите- лямибылиИльяФилипповичСальков и Прокофий Голофеев. До сих пор благо- дарные соловьёвцы помнят их имена и поминают в своих молитвах. А в 1935 году церковь закрыли. Правда, и запер- тая на замок, она в годы войны помогла своим людям. В 1941 году фашисты были в четырёх километрах от Соловьё- во, в Бутырском лесу. А наблюдатель- ный пункт наших солдат базировался на колокольне храма. Оттуда передавались координаты расположения врага, а уж наши артиллеристы себя долго упраши- вать не заставляли – палили что есть мочи по позициям оккупантов. Хранится в музее Центра культуры и досуга старая фотография. На ней – шумовой оркестр елецкой железной дороги, в центре некто Абросимов-Морской Храм Воздвиженья Креста Господня Часы, которые видели Петра I № 23 (093), 31 мая – 6 июня 2010 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz