Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
19 № 23 (093), 31 мая – 6 июня 2010 г. Павел Майоров, Алина Васильева, Василий Лосев и другие начинающие бизнесмены рассказали главе администрации области о своих уже реализованных проектах, поделились новыми планами экономика Т Ы – П Р Е Д П Р И Н И М А Т Е Л Ь редного московского наукограда Сколково и отныне претендующей на титул и самой доро- гой, и самой «инноваци- онной» столицы мира. Модернизация, прежде всего, нужна россий- ской провинции, никог- да ни на что не претен- довавшей, но всегда мечтавшей об относи- тельно развитой сфере услуг, приемле- мой работе и достойной зарплате. Словом, и желания, и претензии глу- бинки, как всегда, минимальны и осу- ществимы. Дело за малым – инициати- вой. Вот только откуда, от кого эта ини- циатива должна исходить? Как и пре- жде, от власти, уже инициировавшей создание нескольких экономических зон регионального уровня, или от биз- неса? Ответ, в общем-то, напрашивал- ся, и именно его я рассчитывал услы- шать: зачемизобретать велосипед, если он уже собран и исправно действует. Но надо отдать должное моим собеседни- кам – однозначной реакции не после- довало. Более того, многие расценили подчеркнутое внимание региональной властной элиты к молодёжной бизнес- тусовке как своеобразный намёк, как приглашение к сотрудничеству. И, мо- жет быть, даже как готовность передать эстафету. Ещё вчера такое предположение могло бы показаться фантастическим. Одна- ко недавно такой же фантастикой были и особая зона «Липецк» с её итальян- скими, бельгийскими, японскими, многочисленными российскими инве- сторами, и экономические зоны регио- нального уровня «Тербуны» и «Аста- пово», не говоря уже о других ещё бо- лее поздних проектах. Сегодня они данность. Но почему бы не стать такой же данностью и другим идеям, пока не проработанным и существующим, быть может, в самом общем виде. Так ли уж много нужно, чтобы предприни- матели взяли на себя ответственность за развитие территории и делали то, что востребовано её жителями? Надо полагать, не очень. Общеизвестно, что малый бизнес идёт туда, где он комфортно себя чувствует, где к нему относятся как к большому, где владелец мини-фирмы, который сам себе и швец, и жнец, и на дуде игрец, то бишь и хозяин, и сторож, не менее уважаемая фигура, чем окру- жённый батальоном телохранителей доморощенный владелец заводов, до- мов, пароходов. Малый бизнес про- цветает там, где условия лучше, где о нём заботятся, где инициатива привет- ствуется, а не подавляется, где с прин- ципалом готовы сотрудничать и сосед- работяга, и чиновник из фискального ведомства, и промышленный гигант из ближайшего мегаполиса. Казалось бы, всё это прописные истины, кото- рые при желании можно почерпнуть даже из «Краткого курса ВКП(б)». Од- нако как же трудно они у нас прижива- ются. Прошло уже больше двух десятков лет с тех пор, как частное предприниматель- ство на одной восьмой части суши не только прекратили преследовать, но и, напротив, начали активно поощрять, а оно, увы, пока не стало заметным явле- нием в российской экономике. На его долю даже в самые лучшие годы прихо- дилось не более 15-17 процентов рос- сийского внутреннего валового про- дукта, что противоречит и здравому смыслу, и, похоже, любому мировому опыту. В той же Западной Европе не- большие фирмы, в нашем понимании даже не фирмы, а микро-мастерские, поставляющие детали для ведущих ми- ровых компаний, таких, как «Филипс», «Байер», «Сименс» или «ФИАТ», как раз и составляют основу экономиче- ской инфраструктуры большинства стран и дают до 60 процентов валового внутреннего продукта. Более того, именно они, как правило, и делают по- году на инновационном, высокотехно- логичном рынке. Немногочисленные, прекрасно осна- щённые, располагающие промышлен- ными роботами, гибкими линиями, легко перепрограммируемыми станка- ми, они способны достаточно опера- тивно и эффективно реагировать на са- мые серьёзные технологические вызо- вы. Именно они, кстати, позволили до- вольно быстро преодолеть техниче- скуюи технологическуюотсталость так называемым «азиатским тиграм», но- вым индустриальным странам Юго- Восточной Азии, ВВП которых на 80- 90 процентов сформирован малыми фирмами. Конечно, говорить о том, что и в Рос- сии малый бизнес способен на что-то подобное, сегодня рановато. Тем более в Липецкой области, где есть НЛМК с его многомиллиардным долларовым оборотом, где расположены крупней- шие в стране производители белой тех- ники, где находятся гиганты пищевой промышленности. Однако на приемле- мую, по европейским меркам, 40-про- центную долю в ВРП, надо полагать, вправе рассчитывать и липецкий ма- лый бизнес. И об этом вели речь на бизнес-форуме молодые предприни- матели. Некоторым из них предоста- вил сегодня слово журнал «ЛГ: итоги недели». Олег КОРОЛЁВ, приветствуя участников форума, сказал: «Сегодня в России есть особый спрос на талантливую молодёжь. В стране созданы комфортные условия для становления и развития малого и среднего бизнеса, для участия в предпринимательской деятельности юного поколения. На вашу энергию, могучий потенциал рассчитывают Президент Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Владимир Путин, рассчитывает вся страна»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz