Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
43 культура М А С Т Е Р «структуры». Это полуабстрактные сю- жеты, активно разрабатываемые Бенуа ди Стетто в самый поздний период. Судьба Лучше всех о выставке может расска- зать автор проекта – руководитель Санкт-Петербургского обществен- ного Фонда по содействию разви- тию культуры и искусства и по со- вместительству, возможно, самый осве- домлённый исследователь жизненного и творческого пути Александра Бенуа диСтетто ЮрийВитальевичМудров . – Судьба Александра Бенуа ди Стетто была полна событиями, путешествиями, дрязгами, успехами и, конечно, вдохно- вением. Камнем преткновения в созда- нии проекта «Александр Бенуа ди Стет- то. Возвращение в Россию» стала прак- тически полная неизученность материа- ла и отсутствие данных об авторе. Мне пришлось с нуля начать свои изыскания. ДинастияБенуа-Лансере-Серебряковых обширна, и в генеалогическом древе, со- ставленном к столетию рода Бенуа, Александра разыскать не удалось: он ро- дился на два года позже. Также не было о нём упоминаний и в искусствоведческой специализированной литературе. Ока- зывается, до двадцати семи лет Алек- сандр носил фамилию отца – Леви, но потом уже, в эмиграции, добился разре- шения взять материнскую – Бенуа, по- скольку гордился принадлежностью к аристократической элите России. Уточ- нение «ди Стетто» появилось от назва- ния родного города отца художника – Стеттин. Покинуть родину в 1922 году ему при- шлось в связи с бытовыми неурядицами и постоянными передрягами в Акаде- мии художеств, где он обучался архитек- туре с 1918 года. После отъезда за грани- цу жизнь помотала молодого художника по Европе. Меньше года он прожил в Берне, где с первых дней много работал и даже сумел выполнить один значи- тельный официальный заказ – портрет бундеспрезидента Швейцарской конфе- дерации. Но поскольку Швейцария не слыла центром изобразительного искус- ства, Александра, естественно, тянуло в Париж. Потом последовал примерно трёхлетний период пребывания в Герма- нии. Упомяну один интересный момент: в Берлине Бенуа ди Стетто интенсивно трудилсянаниве театральногоискусства и даже создавал наброски кузовов и вну- тренней отделки салонов автомобилей для коронованных особ. В Швейцарию к 1929 году он вернулся уже в статусе уважаемого мастера с именем. Там он и прожил остаток своих дней, много путешествуя. Дополни- тельных заработков Александр Бенуа ди Стетто не имел и зарабатывал свой хлеб только трудом художника. При этом он умудрился «наследить» и в ювелирной промышленности (по его эскизам изготавливали украшения), и в обувной промышленности. Отличи- тельной особенностьюБенуа ди Стетти как творца, несмотря на весь драма- тизмжизни в эмиграции, всегда остава- лось стремление к постижению новых граней художественного ремесла, по- стоянный поиск. Наверное, поэтому он и интересен нам не только как забытый мастер с русскими корнями, но, прежде всего, – как истинный творец. . Роман ХОМУТСКИЙ. Фоторепродукции Ольги БЕЛЯКОВОЙ Жена художника Кама за рукоделием на фоне атрибутов науки и искусства. 1944 год Юрий МУДРОВ: Судьба Бенуа ди Стетто была полна событиями, путешествиями, дрязгами, успехами и, конечно, вдохновением Гётеборг. 1955 год заказ можно сделать по тел.: 77-55-68, 77-33-35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz