Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)

37 общество В Е РА № 22 (092), 24–30 мая 2010 г. вать на матушек с экономической сто- роны. Сначала, чтобы лишить мона- стырь средств к существованию, ото- брали лошадей, телеги, запасы продо- вольствия, землю. Затем пришла оче- редь церковной утвари и драгоценно- стей. Дабы сохранить за собой жильё, монастырский уклад и получить про- питание, в августе 1922 года сёстры соз- дали трудовую артель. Правда, из 300 насельниц монастыря на сотрудниче- ство с «новой безбожной» властью со- гласилась лишь половина, однако это на некоторое время облегчило жизнь матушек. Но не спасло. 14 марта 1929 года Знаменский монастырь закрыли. С этого дня началось планомерное уни- чтожение не только монастырских стен, храмов, монахинь и священников. Истреблялся сам дух, стиралось с ду- ховной карты нашей земли веками на- моленное место, перекрывался невиди- мый обывательскому глазу светлый столб, поднимающийся из алтаря церк- ви к небесам. Судьба матушек сложилась в основном трагично: большинство из них либо были расстреляны, либо сосланы на долгие годы или получили длительные сроки заключения. Последняя игуме- нья обители – матушка Антония – в конце тридцатых годов приняла муче- ническую смерть. Знаменский собор разрушили в 1937 году. А саму террито- риюмонастыря переименовали в Рабо- чий городок. Вновь Русская Право- славная Церковь вошла хозяйкой в мо- настырские ворота в 1997 году. С обра- зованием Липецкой и Елецкой епархии в монастыре приступили к полномас- штабным восстановительным работам. Постоянные богослужения по благо- словению владыки Никона начались здесь в пасхальные дни 2004 года. А в конце этого года Священный синод РПЦ с благословения Святейшего Па- триарха Алексия II определил открыть Знаменскую женскую обитель. Пару лет спустя здесь уже освятили первый деревянный храм во имя Николая Чу- дотворца. Архитектор Александр Васи- льевич Новосельцев поставил его в древней части монастыря, как бы про- должая цепь времён. А 10 декабря 2008 года в престольный для возрождаю- щейся обители праздник свершилось открытие главного храма – Знаменско- го собора. Сейчас в монастыре подвизается 30 ма- тушек, 6 схимниц. Большинство ны- нешних насельниц приехали «на гору» вслед за игуменом Зиноном с подворья задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Для укрепления монастыр- ской жизни сюда перевели и сестёр из скита и Тюнино. Теперь уже и в самом монастыре началось пострижение, в том числе и в схиму. Развивается здесь и подсобное хозяйство: 8 коров, телята, молочный мини-цех, швейная мастер- ская (а в XIX – начале XX века знамен- ские матушки славились не только сво- им благочестием и подвижничеством, но и слыли искусными кружевницами), пчёлы – пасека небольшая в шесть ульев, но уже летом их количество должно увеличиться вдвое, земной на- дел в 50 гектаров. – Господь всё устраивает так, как нуж- но, – рассуждает батюшка-духовник. – У нас пока здесь мало людей, поэтому всего хватает. Вот когда монастырь нач- нёт расширяться, тогда и другое придёт. Сложность состоит в том, что на мона- стырской территории до сих пор сохра- нились частные домовладения и здесь живут люди, распорядок дня и образ жизни которых далёк от нашего. У нас же круглосуточно читаются псалтыри, идут службы. И ничего пока с этим не- возможно поделать – средств на пересе- ление этих людей у монастыря нет. – Батюшка, а нынешняя монашеская жизнь отличается от прежней? Ведь раньше как сюда попадали: кого-то ро- дители с рождения готовили к мона- стырскому служению, уводя из мира, кто-то сам чувствовал непреодолимое желание послужить Господу в обители, а случалось и насильственное постри- жение… – И всё же раньше люди были по- настоящему верующими, вероиспове- дание передавалось из поколения в по- коление, впитывалось с молоком мате- ри. Но семидесятилетний промежуток безбожия наложил свой отпечаток на нашу жизнь. У людей нет глубинной веры. Сегодня вера перешла из катего- рии врождённой необходимости – в приобретённую. Причём обретают её люди в достаточно зрелом возрасте. Го- сподь каждого жаждущего человека об- ращает к себе. Только в наши дни зача- стую приходят к вере через детей. Если раньше родители передавали своё ис- поведание детям, то теперь всё проис- ходит наоборот. Молодые люди первы- ми обращаются к Богу, они более чи- стые, меньше осквернены пороком, по- этому дорога к Храму для них не столь сложна и ухабиста. А родители, глядя на них и не желая отдаляться, также приходят в лоно Церкви. Кто-то прихо- дит к вере через скорбь, через горе, по- теряв своих детей. Колокольня, кельи и мастерские обители Не зарастает тропинка к могилке Меланьи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz