Итоги недели. 2010 г. (г. Липецк)
35 общество В Е РА ты просто притягиваются за уши. Но в судьбе елецкого монастыря Петрова рука за- креплена документально. Правда, во времена устрои- тельства обители (как жен- ской) Пётр ещё не был импе- ратором, а наравне со своим братом Иваном и сестрой Софьей правил страной в «ранге» великих князей. История монастыря на Ка- менной горе уходит своими корнями в глубь веков – к началу XVII столетия. В 1628-1629 го- дах монах Елецкого Троицкого муж- ского монастыря Савватий построил на «старом городище», то есть историче- ской «родине» Ельца, скит и церковь Рождества Пресвятой Богородицы и «Ея честныя иконы Знамения Кур- ския». Там и поселились несколько жаждущих уединения старцев мона- стыря. Тихая и обособленная жизнь скита закончилась в 1682 году. Тогда через Елец проезжал Святитель Ми- трофан Воронежский. Он-то и повелел преобразовать мужской Каменногор- ский монастырь в женский. Первой на- чальницей его стала игуменья Иулита. Это решение воронежского архипасты- ря 3 августа 1685 года было подкрепле- но указом «Великих Государей Царей и Великих князей Иоанна и Петра Алек- сеевича и Великия Государыни Благо- верныя Царевны и Великия княжны Софии Алексеевны». Почти столетие было отпущено обители для становле- ния и укрепления духовной жизни округи. С началом церковных реформ Екатерины Второй, в 1764 году мона- стырь был упразднён. Однако не все матушки выполнили предписание по- кинуть сию обитель. Среди оставшихся была и известная подвижница схимо- нахиня Елисавета (в девичестве Евдо- кия Холина), бывшая супруга ельчани- на Михаила Голощапова – подвижника и друга Святителя Тихона Задонского схимонаха Митрофана. Упразднение монастыря стало первым звоночком в череде бед, постигших монахинь. 12 апреля 1769 года во время большого пожара в Ельце сгорели все постройки Каменногорской обители. Тогда на пе- пелище остались две старицы, которым однажды было явление Иоанна Воина, пророчествовавшего о скорейшем воз- рождении этого места. И действитель- но, спустя год здесь был возведён но- вый небольшой храм Пресвятой Бого- родицы. Потянулись сюда и сёстры. Видя это, Святитель Тихон Задонский, истово молящийся о возобновлении на горе монашеской общины, «преподал монахиням правила благоустроения церковного по чину монашескому». Именно с этого момента и по сей день в течение уже почти 250 лет в монастыре действуют непререкаемые и никогда не нарушаемые правила: неусыпное чте- ние Псалтыря (кроме Светлой седми- цы) и отказ от поездок для сбора средств на нужды обители. Здесь упо- вают лишь на милость Божию. – Изучая историю монастыря, мы ви- дим, как медленно налаживалась в нём монастырская жизнь, сплачивалась об- щина, собирались средства на строи- тельство храмов, – рассказывает игу- мен Зинон. – Всё не сразу строилось. Конечно, у нас есть огромное желание обжиться как можно быстрее. Но на всё нужно время. Вот раньше купец еди- новременно пожертвовал матушкам 18 тысяч рублей – они поставили ограду вокруг монастыря. Другие – землёй «поделились». Но такие пожертвова- ния и тогда были нечастыми, что уж го- ворить о дне сегодняшнем. Господь знает все наши нужды. И пошлёт нам помощь, когда это будет необходимо, причём не только монастырю, но и са- Вновь Русская Православная Церковь вошла хозяйкой в монастырские ворота в 1997 году. С образованием Липецкой и Елецкой епархии в монастыре приступили к полномасштабным восстановительным работам. Постоянные богослужения по благословению владыки Никона начались здесь в пасхальные дни 2004 года. А в конце этого года Священный синод РПЦ с благословения Святейшего Патриарха Алексия II определил открыть Знаменскую женскую обитель Фото Николая ЧЕРКАСОВА Затворница Мелания. Портрет ХIХ века Вид на Знаменский монстырь. Открытка начала ХХ века Своя ноша. . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz