Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

12 главная тема О Б РА З О В А Н И Е ключения уменьшается. В Орловской области, например, государственные высшие учебные заведения даже не вы- полняют план приёма. И здесь важно правильно оценить ситуацию. В разви- тых капиталистических странах (а ведь мы зачастую берём пример именно с них) практически решён вопрос о все- общем высшем образовании. Поэтому и нам есть о чём задуматься. В нынеш- ней же ситуации, конечно, возрастает конкурентоспособность вузов. Однако в России сейчас более трёх тысяч ше- стисот учебных заведений, и из них го- сударственных только треть. В нашей области 22 вуза работают на коммерче- ской основе, в подавляющем большин- стве выпускают юристов, экономистов, психологов… Качество их подготовки известно. А избыток этих специалистов на рынке труда – результат недально- видной политики, в своё время лицен- зии на образовательную деятельность выдавали кому попало. Государствен- ных вузов в области всего три, и если за- крыть какой-то из них, то сразу же об- наружится дефицит кадров для народ- ного хозяйства. У нас в ЕГУ три года подряд конкурс не меняется ( 2,3 человека на место, каж- дый год в Елецкий университет посту- пают около 2 тысяч абитуриентов, вы- пускается чуть меньше – порядка 1700 человек. – Прим . авт . ). Хотя в этом году он будет поменьше в силу сокращения общего числа потенциальных абитури- ентов. Стабильный конкурс – это ре- зультат хорошей профориентационной работы. Вфеврале мы первыми из вузов проводим слёт и приглашаем абитури- ентов. В этом году к нам пришло более 600 ребят, желающих учиться в ЕГУ. Мы с о з д а л и у ч е б н о - н а у ч н о - методический комплекс (УНМК), кото- рый объединяет более 50 учебных заве- дений из девяти областей ЦФО, – это колледжи, техникумы, училища, с кото- рыми мы сотрудничаем и берём их вы- пускников для подготовки по сквозным программам. Ребята в более короткие сроки получают высшее образование и трудоустраиваются. Мы расширили фа- культет дополнительного образования, и теперь большее количество студентов может во время учёбы получить ещё и дополнительную специальность. А нам это даёт большие возможности для под- готовки конкурентоспособных специа- листов. Наш сельскохозяйственный факультет активно сотрудничает сфирмой «Klaas». Немецкие коллеги поставляют нам но- вую технику для учебных целей, а в уни- верситете работает Центр переподго- товки, в котором ежегодно 500 человек получают удостоверения, позволяющие работать на самой современной сель- хозтехнике. Многие наши факультеты направляют своих студентов на языко- вую практику в США, Францию, Герма- нию. Аспирантура в ЕГУ по 32 специ- альностям, ещё по трём совсем скоро ждём лицензирования. По пяти специ- альностям есть докторантура. По 10 специальностям работает диссертаци- онный совет. Так что в ЕГУ можно полу- чить все виды образования, при этом экономя нервы и деньги. Кстати, в связи с уменьшением общего количества аби- туриентов, у людей возникали вопросы о сокращении бюджетных мест в вузах. Слава Богу, этого не произошло. А со- всем недавние студенческие волнения в Греции и Франции показали, что это путь опасный, который может вывести молодёжь на улицы. О едином государственном экзамене К сожалению, подобные эксперименты в истории отечественного образования повторялись не раз. В 30-е годы ХХ века в стране существовала наука педология, в недрах которой разрабатывались тесты по всем школьным предметам, дающие возможность определить – способный ученик или нет. Спустя время педология была признана лженаукой, а тестирова- ние прекращено. Тесты позволяют про- верить наличный уровень знаний, но определить творческие и индивидуаль- ные способности они не в силах. Моё мнение таково: ЕГЭ не может быть единственным способом проверки зна- ний. Он должен существовать наряду с другими формами проверки. Сегодня без экзаменов в вузы поступают только победители Всероссийской и Междуна- родной олимпиады. Но и в областной также очень серьёзные задания. Да и сами вузы проводят олимпиады. А ведь это тоже способ проверки знаний. У де- тей должно быть право выбора! Да и ЕГЭ сам по себе – очень затратный ме- ханизм. О трудоустройстве и президентской инициативе Совсем недавно в университет пришло уведомление о том, что 14 выпускников ЕГУ прошлого года числятся безработ- ными. В большинстве своём это моло- дые мамочки. Но проблема приёма мо- лодых специалистов на работу суще- ствует. И президент Дмитрий Анатолье- вич Медведев правильно говорит, что нужно в законодательномпорядке опре- делить меры, которые бы стимулирова- ли работодателя охотнее принимать к себе выпускников вузов. Что же касает- ся самой системы организации трудо- устройства, то во всех государственных высших учебных заведениях, в том чис- ле и у нас, созданы отделы трудоустрой- ства, в которых концентрируется вся ин- формация работодателей. Мы очень тесно с ними сотрудничаем. На днях заканчиваем сбор предложений от работодателей по каждому нашему факультету. Они нам предлагают внести определённые изменения в учебный план – в июне учёный совет эти предло- жения рассмотрит. А ещё мы начали подготовку инженеров машинострои- тельного профиля, причём за студентов платят сами предприятия. В Ельце сей- час действительно остро чувствуется де- фицит инженерных кадров, и работода- Гордость ректора – актовый зал в новом университетском корпусе Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz