Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
45 гид И С Т О Р И Я же Женский рынок) расположен в по- добном месте. В глубокой древности здесь, на крутом и высоком берегу Ель- чика, вероятно, была обустроена одна из бабьих горок. Тут наши пра-пра-пра- бабушки собирались на шабаши, дабы умилостивить своих древних богов. Ещё одно косвенное подтверждение этому можно найти в книге «Мифоло- гический словарь». Из источника сле- дует, что одним из главных женских бо- жеств древнерусского пантеона была Мокошь. Связанный с ней культ персо- нифицировался с женским — враждеб- ным (да простят меня милые дамы) на- чалом. В то же время Мокошь счита- лась супругой верховного славянского бога — громовержца Перуна. Он же, по представлениям наших пред- ков, своей земной обителью непремен- но избирал высокую, каменную (обра- тим на это внимание!) гору, где и дела- лось перуново святилище. Немаловаж- но, что капища «супружеской четы» обычно устраивались по соседству. Так вот, ближайшее от Бабьего базара (гор- ки) достойное Перуна место находится как раз неподалеку — на противопо- ложном берегу реки Ельчик. Его ста- ринное название говорит само за себя — Каменная гора. Вполне возможно, именно здесь древние язычники по- клонялись своему верховному боже- ству. Ну а жены славян приносили жертвы напротив — на бабьей горке, где, вероятно, стоял истукан, изобра- жавший Мокошь. Кстати, одно из зна- чений слова «баба» по словарю В. Даля толкуется как: «Каменный грубый ис- тукан на древних капищах». Где баба – там рынок, где две – там базар Видимо, обряды жертвоприношений сопровождались шумными церемони- ями. Не зря же «базарить» означает громко разговаривать, шуметь. Эхом этих древних обычаев может служить описанный тем же А. В. Терещенко об- ряд, посвящённый верховному славян- скому божеству: «В Воронеже долгое время, до 1763 года, существовало на- родное игрище… Нака- нуне готовились заку- ски и праздничные одежды, и потом, с рас- светом, толпы двига- лись за город на боль- шую площадь… Девуш- ки наряжались одна другой лучше: красные чёботы (сапоги), раз- ноцветная запаска с ши- рокими рукавами, бе- лая рубашка и несколь- ко разноцветных лент, вплетённых в косу, воз- вещали годовое и тор- жественное праздне- ство ( ну чем не рынок не- вест? – Прим. автора ). Молодцы также не упу- скали случая, чтобы по- казать свои щегольские одежды. Тор- говцы заблаговременно разбивали на выгоне палатки и раскладывали на сто- лах лакомства, игрушки и мелочные то- вары. Это веселье составляло смесь яр- марки с шумным праздничным гуля- ньем...» Легенды о подобных дохристианских игрищах, бабьих базарах, горках есть и у других народов. Их отголоскамимож- но, к примеру, считать германские мифы о ведьмах, собиравшихся в Валь- пургиеву ночь на горе Броккен. Это «предание старины глубокой», кстати, использовал Иоганн Гёте в своём зна- менитом «Фаусте». В подобных мифах отразилась борьба набиравшего силу христианства и уже отживавшего свой век язычества. Спустя столетия понятие «бабья гор- ка» запросто могло трансформиро- ваться в елецкий «Бабий базар», тем более, в этом районе некогда действи- тельно располагался Щепной рынок, где торговали дровами. Ещё позже, в советские времена, место торжища ста- ли называть Женским рынком. По- моему, объяснение вполне логичное. Ещё чуть-чуть о Каменной горе Раз уж мы коснулись языческих куль- тов наших предков, в них есть ещё один интересный момент. Непременными атрибутами мест обитания громоверж- ца Перуна считались не только боль- шие камни и скалы, но ещё и дерево — дуб. В этой связи можно вспомнить, что словом «елец» ещё в XVIII веке называ- ли неудобное для пахоты, поросшее молодыми дубами место. Не отсюда ли берёт начало наш город? Ведь Камен- ная гора, поросшая дубняком, действи- тельно не очень-то пригодна для сель- хозработ. К тому же именно этот район некогда назывался «старым городи- щем». Вполне возможно, что елецкий Знаменский монастырь расположен как раз на месте древнего языческого святилища. Подобные случаи в исто- рии встречаются довольно часто. Поз- же, приняв христианство, вятичи воз- вели на месте капища православную церковь. Рядом построили княжеский двор, обнесённый защитной стеной… Впрочем, это всего лишь предположе- ние, которое, возможно, стоит принять во внимание местным учёным и крае- ведам. . Роман ДЕМИН, член Союза журналистов РФ г. Елец Из той далёкой эпохи до наших дней дошли легенды о «бабьих горках» Фото Игоря ШЕЛАПУТИНА Так выглядит сегодня Женский рынок в Ельце Фото Дмитрия БРОВКИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz