Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
44 гид И С Т О Р И Я Н екоторые уверены: Бабий ба- зар – точка работорговли на пограничных землях Руси и Дикого Поля. Мол, здесь во времена татаро-монголь- ского ига перепродавались пленницы, составлявшие подавляющуюмассу все- го татарского полона во время частых набегов степняков. Вообще, утверждение о том, что в райо- не нынешнего Женского рынка в древ- ности шла бойкая торговля женским телом (хотя, почему именно здесь?) встречается довольно часто. Оно и по- нятно – уж слишком соблазнительной получается связка: баба – базар. Но, на мой взгляд, это просто заблуждение – красивая, не лишенная патетики и ро- мантического ореола легенда. Продавать было некогда, да и незачем Давайте представим себе на секунду, как разграбившие Елец кочевники по- сле жёстокой сечи тут же устраивают ярмарку, где бойко торгуют захвачен- ными елецкими красавицами. Что-то типа: «Вазми дарагой, харощий баба, мамой клянусь!». Однако тут же возни- кают вполне резонные вопросы: «Кому они могли бы их сбывать? Неужели друг другу?! Тогда какой смысл в таком, с позволения сказать, «бизнесе»? Вспомним о тактике набегов степняков. Уже само слово «набег» говорит о стре- мительности, быстроте и кратко- временности сей военной операции. Её формула проста, как удар под дых — внезапный наскок, короткая схватка, скорый отход в Дикое поле. Такая стре- мительность не предполагала наличия сколь-нибудь существенного обоза у нападавших. Награбленное добро увоз- или на запасных лошадях, а пленных, наскоро связав, быстро гнали перед со- бой, опасаясь подхода основных сил русских и погони. Подобную тактику степняков довольно подробно описал в своей работе «Материалы для стати- стики г. Ельца» елецкий краевед Н. А. Редингер. Об этом же пишет авторитет- ный историк Д. И. Иловайский в книге «История Рязанского княжества»: «По- ловцам удаются внезапные набеги; но лишь только варвары заслышат, что Ря- занские князья собираются вместе, они немедленно бегут в степи». До торговли ли было степнякам в подобных форс- мажорных обстоятельствах? Набегов на Елец было бесчисленное множество. В отличие от нашествий – более длительных завоевательных по- ходов, предполагавших другую форму ведения военных действий. Вот как описаны итоги вторжения крымского хана Магмед-Гирея в юж- ные пределы Русского государства в 1521 году в Полном собрании русских летописей. Летописец отмечает, что враги тогда прошли через елецкие зем- ли и: «…Пленили несметное число жи- телей, многих знатных жен и девиц, бросая грудных младенцев на землю, продавали невольников толпами в Кафе ( нынешняя Феодосия. – Прим. ав- тора ), в Астрахани…». Как видим, захватив большое количе- ство русских пленных, татарская рать ушла восвояси. О торговле невольни- ками на русской земле речи нет. Оно и понятно – на невольничьих рынках Востока продать раба было легче и, главное, дороже, чем где бы то ни было. Судите сами: рабыня в древней Руси стоила примерно 70 дирхемов. Для сравнения: меч в славянских землях оценивался примерно в 40 дирхемов, а копьё – в 20 дирхемов. Выходит, торго- вать оружием было сподручнее, чем пленниками. А вот на невольничьих рынках Востока белая рабыня ценилась уже в 10-15 ты- сяч (!) дирхемов. Согласитесь, упускать столь очевидную выгоду кочевникам было бы глупо. Отсюда вывод: безжалостные степняки вряд ли устраивали «бабьи базары» у стен Ельца, ибо в этом не было ни ма- лейшего смысла. Они доставляли «жи- вой товар» на Восток и сдавали его здесь оптом, или, как гласит летопись, «толпами». И всё же, почему один из рынков горо- да исстари называется Бабьим? «Лысая горка» для женского пола Скорее всего, этот топоним более древ- ний, домонгольский, и восходит ко вре- менам язычества. Тогда населявшие наши края славяне (племя вятичей) по- клонялись своим языческим богам. Причём в их числе были чисто женские божества, а также посвященные им праздники. Из той далёкой эпохи до на- ших дней дошли легенды о «бабьих горках» — капищах с идолами. Они устраивались обычно на возвышенных местах. Славянки-язычницы в опреде- лённые дни года сходились сюда для молитв и жертвоприношений. Отголо- ски этого древнего культа описывал в середине XIX века в своей книге «Исто- рия культуры русского народа» извест- ный исследователь фольклора А. В. Те- рещенко: «У славян, литовцев, немцев были священные горы, горки и крути- цы (холмы). Там стояли истуканы, го- рели огни для жертвоприношений и со- вершались различные священные об- ряды и моления…На Красные горки со- бирались духи мужского, а на Лысые – женского пола». Очевидно, что елецкий Бабий базар (он Легенды Бабьего базара Елецкий Женский рынок – место, хорошо известное каждому жителю древнего города, до революции оно именовалось Бабьим базаром. А вот откуда есть пошло это название, краеведы спорят до сих пор Христорождественская церковь в начале XIX в. Она находилась на месте Бабьего базара. Рис. А.В. Новосельцева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz