Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
44 гид Ч Т Е Н И Е визитная карточка О крепли издательства, появивши- еся в постперестроечную эпоху, оформилась плеяда писателей, чьиимена спустя время будут представ- лять в школьных учебниках нынешний этап развития литературы. Произведе- ния Виктора Пелевина уже вошли в обязательную программу изучения предмета. Чтение остаётся значимой составляю- щей социальной жизни, потребность в книгах у людей есть, даже несмотря на то, что массовый потребительский вкус определяется не всегда лучшими об- разцами, а зачастую так называемыми «покет-буками» (изданиями «карман- ного» формата) или штампованными детективами. Темне менее вмейнстрим сумели выбиться и представители ра- дикального постмодерна, чьё творче- ство раньше считалось уделом избран- ных. Мы писали о некоторых из них: Сорокин, Елизаров, Прилепин…. Их романы получают престижные пре- мии, тиражи медленно, но верно увели- чиваются, интерес публики к ним креп- нет. Однако не стоит забывать, что в литературе, как и в любом другом виде искусства, суще- с твуе т пр е ем- ственность. Свои предтечи есть и у перечисленных прозаиков. Об одном из праотцев со- временного литературного слова я и собираюсь вам поведать сегодня. Этот «мощный старик» видит своим преемником Владимира Сорокина, а Михаил Елизаров не стесняется назы- вать себя продолжателем делаМамлее- ва. Действительно, когда, будучи уже знакомым с творчеством и Сорокина, и Елизарова, я прочитал роман «Шату- ны», то нашёл немалое сходство в инто- нации, в ощущении именно с двумя вы- шеназванными авторами. Каково же было удивление, стоиломне узнать, что «Шатуны» создавались «в глубоком подполье в 60-х годах». То есть Юрий Мамлеев предвосхитил беллетрист- ские изыски двух своих ближайших по- следователейлетнадвадцать-тридцать! Впрочем, в определённой степени мам- леевская проза вызвала и ещё одну ас- *материалы для рецензии предоставлены сетью магазинов «Книгомир»* Современная русская литература сейчас переживает подъём. Это отмечают и кри- тики, и сами авторы, напечататься которым в наши дни стало не в пример проще в сравнении, скажем, с началом 90-х годов прошлого века Фантазии Юрия Мамлеева Юрий Витальевич МАМЛЕЕВ – прозаик, поэт, драматург, философ. Член Союза писателей, русского и французского пен-клуба. Родился в Москве 11 декабря 1931 года. Окончил Московский лесной институт. Преподавал математику. В СССР не печатался, его произведения распространялись в Самиздате. В 1975 году эмигрировал в США. Преподавал в Корнельском университете. Начал издаваться в 1980 году, после чего его книги были переведены на большинство европейских языков. В 1983 году переезжает во Францию. С 1989 года начинает публиковаться на родине. В 1991 году вернулся в Россию. Тяготеет к метафизической проблематике, сюрреализму. Автор романов «Шатуны», «Московский гамбит», «Мир и хохот», многих рассказов и философских эссе. Женат. В настоящее время живёт попеременно в Москве и Париже. социацию: с тво- рившим в начале прошлого столе- тия Фёдором Со- логубом, с такими его работами, как, например, «В тол- пе». Роман «Шатуны» снискал себе славу «чёрного». Персонажи, населяющие произведение, откровенно пугающие. Леденящий, сюрреалистический их ужас заключается в том, что являются эти образы из окружающей действи- тельности, концентрированно, риту- ально и в то же время как-то обыденно верша отвратительные, запретные, та- буированные в обществе вещи. Как за- метил Михаил Золотоносов в статье «Чёрный шестидесятник», «можно увидеть в романе Мамлеева фантазию о том, что любое желание, даже самое жуткое, реализуется; <…> человек сво- бодно делает то, что желает, никакие внутренние тормоза его не держат». Кто-то узрел в книге картину ада на Земле, кто-то счёл повествование ме- тафизическим путешествием в Вели- кое Неизвестное, туда, где человече- ский разум бессилен. Самому же авто- ру наиболее близкой к истине кажется трактовка американского писателя Джеймса Макконки, который называ- ет «Шатунов» «метафорическим изо- бражением человеческих духовных бедствий». Иррациональные путешествия внутрь и вовне человеческого и над- человеческого продолжаются на стра- ницах всех последующих произведений основателя школы русского метафизи- ческого реализма. Последний роман Мамлеева «Другой», как и «Шатуны», отрывается сценой летящего поезда. Но только если в «Шатунах» это вполне земная электричка, то в «Другом» – ло- комотив, несущийся прямиком в преис- поднюю. Хотите одним глазком взгля- нуть на конец света? Откройте любую книгу Мамлеева. Написано талантливо; катарсис, пусть и чуть-чуть тошнотвор- ный, вам обеспечен. . Роман ХОМУСКИЙ Хотите одним глазком взглянуть на конец света? Откройте любую книгу Юрия Мамлеева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz