Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

37 культура П Р Е Д С ТА В Л Е Н И Е называл Шаповалова своим правопре- емником. Денис оригинальным обра- зом отблагодарил маэстро за призна- ние и покровительство: в апреле 2007 года он стал первым в истории класси- ческим музыкантом, давшим концерт на Северном полюсе, посвятив своё «покорение льдов» великому Ростро- повичу. К своим тридцати с небольшим годам виолончелист-виртуоз заработал славу одного из лучших классических ин- струменталистов мира. Однако дея- тельная натура и широкий кругозор в музыке не давали Денису спокойно по- чивать на лаврах. Помимо того, что с некоторых пор он выступал с различ- ными оркестрами как дирижёр, его давней мечтой было реализовать свои композиторские амбиции. И именно в рамках проекта «Ночные улицы» вни- манию зрителей впервые были пред- ставлены авторские сочинения Шапо- валова. Помимо профессиональных занятий академической музыкой, вио- лончелист всегда увлекался роком, и в частности, такими его направлениями, как арт-рок, симфо-рок, джаз-рок. Лю- бимыми группами, по собственному признанию артиста, сильно повлияв- шими на его становление как мелоди- ста и сочинителя являются английские гранды Pink Floyd, Queen, Deep Purple, Led Zeppelin. На стыке этих двух векто- ров – классики и рока – была построена программа «Ночные улицы». Такое на- звание, кстати говоря, не является слу- чайным. Темами к пьесам и сопрово- ждающим их видеоклипам послужили образы засыпающего города, его дво- ров и переулков и маленького человека в огромном мегаполисе. Доминирующим мотивом всего сезона 2008–2009 Липецкой областной фи- лармонии был авангард и современные тенденции на стыке классики и модер- низма. Завершающим аккордом в се- рии незабываемых концертов, прошед- ших в рамках этого направления, 20 мая стало выступление в областном Дворце культуры коллектива под руко- водством Дениса Шаповалова с муль- тимедийным проектом «Ночные ули- цы». Денис уже приезжал в наш город, но как исполнитель классического ре- пертуара. На этот раз камерностью даже и не пахло. Ещё до непосредствен- ного начала шоу стало понятно, что сейчас произойдёт нечто особенное. В зале будто бы воссоздавалась урбани- стическая атмосфера: из колонок нёсся уличный «белый» шум с воем сирен, стуком каблуков, ветром лестниц. Та- инственный синеватый свет пробивал- ся сквозь пелену дым-машины, над сце- ной загадочно мелькала видеопроек- ция на экране... И вот появляются му- зыканты: помимо Дениса, из-за кулис вышли клавишник, барабанщик, бас- гитарист, виолончелист и виолонче- листка. В полумраке все они помахива- ли специальными светящимися палоч- ками. Публика, будто бы соблюдая не- кий ритуал, отвечала тем же: палочки можно было приобрести перед нача- лом выступления, что многие и сдела- ли, став, таким образом, частью интер- активной составляющей действа. Пер- вые вкрадчивые звуки электронных сэмплов, интродукция виолончелей и… взрыв, накал, шторм! Не разгоняясь, а сразу – в полную силу – вступает ритм- секция. Музыка стремительно несётся мощной поступью барабанного боя, и внезапно всё опять стихает, отдаваясь мелодии струнных. Потом снова раска- ты рокового драйва, сменяющиеся гро- мом аплодисментов. Так начинается путешествие по просторам ночного го- рода. Слушателя гипнотизируют, бро- сают из настроения в настроение, за- ставляя оживлять в памяти страхи, пе- реживания, суету и отчуждение урба- нистического существования. И вдруг – нежная, лирическая околоджазовая зарисовка: посвящение нашему городу от клавишника Александра Вершини- на. ( Его дед и отец жили в Липецке. – Прим авт. ). В конце выступления он подарил липчанам ещё одну пьесу, за- ставившую многих в зале танцевать. Ещё одно посвящение – минималисти- ческая композиция «Застывшие глаза», на этот раз безвременно ушедшему Олегу Янковскому. Денис Шаповалов и его коллеги – та- лантливые исполнители, каждый из ко- торых блеснул индивидуальным ма- стерством и классом. Но профессиона- лизм артистов в тот вечер явно не до- минировал над содержанием всего дей- ства. Волшебные звуки, воспроизводи- мые таким необычным набором ин- струментов, работа видеоинсталлято- ра, светоинженера – всё работало на то, чтобы заставить сидящих в зале оку- нуться в мир чувственных пережива- ний, отдаться на волю эмоциям, погру- зиться в такую знакомую и в то же вре- мя неизведанную жизнь городских центров и окраин. Завершилось представление, на мой взгляд, лучшим номером вечера – ком- позицией «Рейс 000». В ней, по словам Шаповалова, рассказана вся история пребывания человека на свете – от рождения и до смерти. Когда музыка стихла, было ощущение того, что перед глазами действительно пронеслась чья-то судьба… . Роман ХОМУТСКИЙ Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Александр Вершинин посвятил Липецку лирическую джазовую зарисовку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz