Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

39 культура М У З Е Й тикварных ценностей в избытке. Оно и понятно: разве уезд сравнится с губер- нией?! Однако не буду прибедняться. В фондах музея бывшего уездного город- ка имеется достаточное количество редких экспонатов. Например, из ма- стеровживописипредставленыиШиш- кин, и Грабарь, и Васильев. – Раз уж речь зашла о изобразительном искусстве. 25 декабря наш Союз худож- ников отметил полувековой юбилей. Пятьдесят лет – это возраст. Можно ли уже считать произведения первопроход- цев Союза, а у вас они представлены, ан- тиквариатом? – Нет, пока ещё рановато. Но если по- смотреть на эти картины под несколько иным углом, – ценность их несомненна. Производственная тематика, которая насаждалась тогда живописцамидеоло- гией и досаждала сведущему в искусстве зрителю, сформировала направление, называемое социалистический реа- лизм. Согласитесь, в наши дни этому можно только осознанно подражать, копировать, но время мастеров жанра ушло вместе с советской эпохой. Поэто- му некоторым собирателям живописи сейчас гораздо интереснее приобрести индустриальное полотно середины ХХ века, нежели достойную современную работу. Антиквариатом можно назы- вать дореволюционные полотна. Что касается нас, музейщиков, то мы заин- тересованы не только в антикварных вещах. Нас интересуют и 20-е, и 30-е, и 40-е, и 50-е годы, но не с точки зрения раритетности или дороговизны, а для того, чтобы полнее отобразить в экспо- зиции историю, быт, материальную культуру нашего края. В своё время, в 70-80-е годы, музей смог собрать об- ширную коллекцию холстов местных живописцев. Много картин Сорокина, Королёва, Сорочкина, Ржанникова. Сделано это было во многом благодаря заведующей художественным отделом Наталье Александровне Чабан, отмен- но разбиравшейся в искусстве и имев- шей потрясающее чутьё и вкус. Но тогда музей имел более значительную мате- риальную подпитку! В нынешнем году, боюсь, мы не сможем ничего закупить, придётся затянуть пояс. – Кризис сильно ударил по музеям? –Дело даже не в кризисе, а в неправиль- ной организации. Идёт очень нехоро- шая тенденция. Фигурально выражаясь, есть время разбрасывать камни, а есть – собирать. Был период, когда музеи соз- давались в каждом районном центре: в Грязях, в Задонске, в Лебедяни… Всё это были наши филиалы, – ведь мы имеем статус областного. Работники филиалов получали нормальную зарплату, дота- ции от области. Но липецкий музей на правах головного обязан был осущест- влять контролирующую функцию, что нравилось далеко не всем. Сочтя, что са- мостоятельность даст больше возмож- ностейи свобод, нашиподшефные нача- ли отпочковываться, выделяясь в го- родские музеи. Появился пресловутый закон, который давал право городским администрациям развивать музеи само- стоятельно. Тут-то и начались пробле- мы – с финансированием, понижением денежного довольствия сотрудников, изменением статуса музеев, а именно – ниспровержением их до уровня досуго- вых центров. Год назад произошло знаковое событие – первым из закрывшихся стал Грязин- ский музей. Я полагаю, что не за горами закат и остальных, они в буквальном смысле висят на волоске. Более-менее неплохо дела идут в Чаплыгине благо- даря главе администрации Николаю Петровичу Климову. В Ельце, который становится туристическим центром об- ласти. Что касается Грязей, туда прие- хала федеральная проверка, выясни- лось, что район дотационный, а значит, права содержать музей попросту не имеет, и его немедленно закрыли. Са- мое ужасное в подобной ситуации – это судьба бесценных экспонатов, которые пылятся сейчас неизвестно где. Если их разбазарить – областное краеведение понесёт невосполнимую утрату. Люди десятилетиями по крупицам собирали, выискивали редкостные экспонаты, очень жаль их труда. – Не будем о грустном, всё-таки есть по- вод и для оптимизма. Ведь областному краеведческому музею сто лет! – Да, это, несомненно, приятное собы- тие. К юбилею мы издали небольшую книгу о музее. Ценность заключается в том, что в ней собраны рассказы оче- видцев о работниках музея. А это, по- верьте, очень интересные люди. Много иллюстраций, есть даже стихи одной сотрудницы. По краеведению статей и научных работ хватает и так, а вот хро- нология самой музейной жизни, вехи её развития не отражены нигде. Инте- ресно почитать о наших директорах. Над рассказами о них потрудилась наша старейшая работница Татьяна Викторовна Цебко. Часть текста посвя- щена взаимоотношениям с Эрмитажем, их выставкам в стенах липецкого му- зея. Будни, торжественные даты, инте- ресные воспоминания, – получился на- стоящий справочник! Самой бывает приятно открыть, вспомнить былые послеинститутские годы, когда я оказа- лась здесь в 1981. Вообще, надо заме- тить, сейчас в сферу краеведения моло- дёжь идёт неохотно, раньше было на- оборот. Мы горели энтузиазмом, боле- ли за свою работу. – Не идут, потому что не хватает специ- ального образования? – Нет, краевед – призвание. И работа- ют у нас люди, преданные своему делу, можно даже сказать – истинные фана- тики. . Роман ХОМУТСКИЙ Открытки из коллекции Мелеховых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz