Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
4 2 ги д . ПУТЕШЕСТВИЕ Говорят, путешествие —лу^ шее средство образоват ь себ: во всём: правда, точно правда! М ален ьки е чуд еса самого больш ого Будды Европы Оскар Уа\ льд л уч и ло сь мне это й весной п о п у т еш е с т в о в а т ь по ц ен тр у и югу России . М но го чего д о в е л о с ь п о в и д а т ь , п о б ы в а т ь во м н о ги х к р уп ны х го ро д ах н а ш ей с т р а ны . В езд е и н т е р е с н о , в е зд е ес ть м е с тны е о с о б ен н о с ти , к о л о р и т и д ос топ рим еч ательнос ти . То, о чём я со б и р аю с ь се годня р а с с к а за т ь , у к р а си л о ка рту м о и х с т р анс тв и й я р к им впечатлением , пусть оно и бы ло мим ол ётным . х о в н о м у ц е н т р у - З о л о т о й о б и т е л и Будды Ш а к ь ям у н и . Н е см о т р я на р а н н ий ча с (о к о л о семи у т р а ) и бу дни й д ен ь , к п о с т р о й к е ш ли в е р ен и цы л ю дей . И мы , в л е к ом ы е лю б о п ы т с т в ом , нем едленно п ри со еди ни лис ь к ним . М и но в ав в о р о та , о ч ути ли сь п р ям о п е ред ц ен т р а л ь ны м входом в о б и т е л ь , к к о т о р о м у в е л а ш и р о к а я м р а м о р н а я лес тн иц а . У поднож и я - скульп тура Б е ло го С тарца - по кр о ви т е л я м естности . ЗОЛОТАЯ ОБИТЕЛЬ Г д е - то на п у ти и з С т а в р о по льско го кр ая в В ол го град я о б р а т и л в н и м а н и е , чт о п ри в ъ е з д е в н е к и й н а с е л ё н н ы й п у н к т ч и с л о е в р о п е о и д н ы х л и ц р е зк о с о к р а ти л о с ь . О к а за л ос ь , что мы в Элисте - сто- л и ц е К а лм ы к и и . Б у к в а л ь н о ч е р е з н е ск о л ь к о м и н ут наш ем у в зо р у п р ед с т а в и л о с ь н е ч т о с о в е рш е н н о уж н е о ж и д а н н о е . Н а ж и в о п и с н ом х олм е , о б н е сённ ом о гр ад о й с ч ер ед ую щ им и ся ч е ре з каж ды е н ес к о л ь к о м е тр о в н е б о л ь ш ими б ело сн еж ны ми статуями , в о з вы ш ался гра н д ио зны х р а зм е р о в хр ам , по а р х и т е к т у р е н а п ом и н аю щ и й в о с т о ч ны е ре л и ги о зн ы е сооруж ения . Ш а к ь я м у н и - ( с а н с к р и т , ( i a k y a m u i РЛКУА - и м я ЦАРСКОГО РОДА + МШ - МУДРЕЦ, АСКЕТ, м о н а х ) - ИМЯ ГЛАВНОГО ОСНОВАТЕЛЯ И ПРОПОВЕДНИКА БУДДИЗМА, БуДДЫ Г а УТАМЫ, КОТОРОМУ, ПО ПРЕДАНИЮ, ПРЕДШЕСТВОВАЛИ 2 4 ДРУГИХ Б у д д ы . Б у к в а л ь н ы й п е р е в о д э т о г о ИМЕНИ - АСКЕТ. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза иИ.А. Ефрона) М ы п р и б л и зи л и с ь к б у дд и йс ком у д у П р о с т р а н с т в о , п р и л е г аю щ е е к храм у , по пер им етру укр аш ено беседками с и з в ая н и ям и си дящ их в по зе ло тос а фи гур (л о то с - си м в ол ч и с то ты и св ят о с ти в будди зм е ) . П о зж е вы я сн ил о с ь , что все го беседок семн адцать , назы ваю тс я они паго дам и и наход ятся в них самы е з н а ч и т е ль ны е буддийские святы е . Ч ес тн о го в о ря , мы бы ли в бу кв ал ьн ом смы сле по тря сены . П о тр я сены м а сш та б ом , в е л и ч и ем , к р а со то й . Н е р еш а я с ь п од нят ьс я к храму , мы п рин ял и сь осма тр и в а т ь пагоды , на каж дой и з котс рых - та бл ичк а , р а зъ я сн яю щ а я , чем знаме ни т святой и что он сделал д л я станов л е н и я будди зм а . О ткуда ни возьмись, перед н ами в о зн и к л а у лы б ч и в а я жен щина ти пи ч но калмы ц ко й , как уже ста л о п он ятно , наруж ности . Р еш или поин тер ес о в ат ь ся у неё, что ж е это за сказоч ное место . О к азало сь , что Зо л о та я о б и те ль Будды Ш а к ь ям у н и - одна и з гл ав ны х досто п р и м е ч а т е л ь н о с т е й г о р о д а , и это са м ы й б о л ьш о й в Е в р о п е буддий ;кий х р ам (ху ру л ) . П о с т р о ен он сов се .1 не д авн о , в 20 05 году. В о звели его до! оль- но бы с т р о - всего за д е в я т ь меся цев - на м есте с та р о го за в о д а железобетон ны х и зд е л и й . О т к ры т и е хурула оыло п р и у р о ч е н о к п р а з д н о в а н и ю нацио н а л ь н о г о п р а зд н и к а Зул и годовщине д е п о р т а ц и и к а лм ы к о в в С иб и рь и на Д ал ьн и й В осток в 1943 году. ГИД П У Т Е Ш Е С Т В И Е 4 3 # С е м ь у р о в н е й х у р у л а О б ой дя зд ан ие и услыш ав его историю, мы реш ил и сь п р они кн ут ь внутрь. Всем и з в е с т н о , ч т о в п р а в о с л а в н ы й храм м уж чины до лж ны з ах о д и ть с непокры то й го л о в о й , а ж е нщ и ны - наоборот. Н а в е р н я к а и здесь сущ ествует какой-то о со бы й п о р яд о к - подум али мы . И дей ств! тел ьн о : в хурул не п р и с т а л о сту- пат! обутым . Когда мы попали в нечто вроде о гр ом н о го п р ед б ан н и к а , нашим взо] ам п ред стали ст ены , ук р аш ен ны е кар' инами н ев ер о ят н ой красоты и цве - тов')й н а сы щ е н н о с т и . Р и с у н к и , ка к , впр' 'чем, и в дру гих конф ессиях , не что ино , как и ллю стр ац ии к ре ли гио зны м при чам . В н ут р енн и е б о к о вы е стены хур' ла распи саны сюж етами о двенад - цат! д е я н и я х Будды Ш а к ь ям у н и , а на ЮЖ 1 ой стене и з о б р аж е н а бу дд и йс кая кар' ина - С ансарн кюрде - одна и з в е дут тх ко н ц еп ц и й будди йск ой м одели мир )в о зз р ен и я . Н е п р ем ен ны м и а т р и бут; ми ин т е р ье ра хр ам а я в л яю тс я буд дий кие иконы на т к а н я х - танк а и кра - С 0 Ч 1 ые р а з н о ц в е т н ы е б адм а ч им и г - лен ы , с и м в о л и з и р у ю щ и е ау р у б о - жес в и п ри зв ан ны е очищ ать помы слы . Прг хож ане ра с с к а з а л и , что к ро спи си был 1 допущ ены ху дож н ики , п о лу ч и в шие сп ец и а л ьн о е д ух о вн о е о б р а з о в а ние. — • L'^'n'iiu ь , ч т о « п р е д б а н ник - пер вы й ур о в ен ь хурула (всею же их с ем ь ) . В нём р а с положены биб ли оте ка , му зей и ко нф ер енц -з а л . В т о р о й у р о - вен! - это главны й за л (ду гана) сденятиметровой статуей Буд ды Ш а к ь ям у н и ( с ам а я б о л ь шая в Е в р о п е ) . В нутрь статуи заложены с в ящ ен ны е п р едм е ты - м ан тры , бла го во н и я , д р а гоценности, п ри горш ни зем ли из всех р а й о н о в р е с п у б л и к и , растущие н а т е р р и т о р и и К а л м ы к и и растения и з л а к и . Н а т р е т ь ем ур ов не находятся к ом н а ты и н д и ви д у а л ь н о го приёма (врач , л ам ы ) и адм ин ист рац ия . Четвёртый у р о в е н ь - к а б и н е т гл авы республики, р е зи д е н ц и я гл авы будди стов К алмы ки и Т эло Тулку Р и н п о ч е и малый к он ф ер ен ц -з а л . Н а п ятом у р о в не - р е з и д е н ц и я Его С в я т е йш е с т в а Далай-ламы XIV. Ш естой у р о в е н ь о т дан под х о з я й с т в е н н ы е п ом ещ ен и я , а на седьмом р ас п о л ож е н а ко м н а т а д л я медитации. Сюда пр их од ят т о л ьк о м о нахи и ламы . крепил ась слава вы дающ его ся учено го и борца за мир . В 1989 году ему присуж дена Н о б ел ев ск ая п р ем и я М ира . Уже в ш естнадцать л ет Д ал ай -л ам а во зл ож и л на себя всю по лн от у д у х о вн о й и с в е т ской власти в Тибете , а в во зр ас те д в а д цати че ты рёх л ет в присутствии де ся ти ты с я ч м о н а х о в -у ч ё н ы х з ащ и т и л с т е пень геш е -л хар ам бы - д о кт о ра бу ддий ск ой ф и л о с о ф и и . Т о гда ж е , 10 м а р т а 1959 года, он вы нуж ден бы л э м и г р и р о вать в И н дию и о сн ов ать там тибе тск ое прав и те льс тво в и з гнании . Д ал ай -л ам а не р а з бы вал в наш ей стране , в том ч и с л е тр иж ды - в 19 91 ,1 99 2 и 2 00 4 годах - в К алмы кии . ДЕНЬ ДОБРЫХ ДЕЛ П ри х ож ан е - лю ди о ч ен ь д о б р о ж е л а т ел ьны е . О ни с ра д о с т ью и го р д о ст ью р а с с к а зы в а л и о св оём хр ам е . К ак о к а за ло сь , лю дно в то утро бы л о не слу ч ай но: буддисты со б р ал и сь отм е ти ть р е л и ХУРУЛ я в л я е т с я м а н д а л о й ( б о ж е с т в е н н ы м д в о р ц о м ) в с е х б о ж е с т в БУДДИСТСКОГО ПАНТЕОНА, ГДЕ СОВЕРШАЮТСЯ МОЛЕБНЫ, РИТУАЛЫ И ПРАЗДНИЧНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ. МИРЯНЕ, СОВЕРШАЯ НЕГАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕЛОМ, РЕЧЬЮ И МЫСЛЬЮ, НАКАПЛИВАЮТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КАРМЫ, И НАОБОРОТ, СОВЕРШАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ( п о к л о н ы , ПОДНОШЕНИЯ БУРХН, ЧТЕНИЕ МОЛИТВ, ОБХОД ВОКРУГ ХУРУЛА), ПРИОБРЕТАЮТ МНОГО ЗАСЛУГ (БУЙН) Д а л а й - л а м а Вцентральном з ал е перед скульптурой Вудды пом ещ ен искусной р аб о ты тро н , на котором уст ановлен п о рт ре т Д алай - намы XIV, б ла го сло вивш е го постро йк у *рама во вр ем я своего п ас ты рск о го в и зита в К а лм ы к ию в 2 0 0 4 году. Д ал ай - нама XIV - п о ч и т а ем ы й во всём ми р е духовный д е я т е л ь . За н им п р о ч н о з а в ал и почти два часа! Н е о б ъ я с н и м о , но чу вст во бы л о т а к о е , что Будда Ш а к ь я м ун и на п р ощ а н и е со в е рш и л м а л е н ь кое чудо: о ст ан о в и л в р ем я в св оей о б и тели сп ец и ал ьн о д л я нас. • Р о м ан ХОМУТСКИЙ ги о зны й п р а зд н и к . С уть его з а к л ю ч а л ась в том , что в те чени е всего д н я х о р ош и е дел а , со в е рш ён ны е ч е л о в е к ом , п р и ум н ож ал и с ь в д е с я т и к р а т н ом р а з м ере , а каж д о е н еб л а го ви д н о е д е ян и е такж е удесятерялось . Вот та к праздник ! Мы н езам ед ли тел ьн о о б ъ я в и л и ту с р е ду днём д об ры х дел - хоть и не п р и в е р ж енцы н а ц и о н а л ь н о й р е л и ги и к а лм ы ков , но р а з Будда готов та к ра сщ ед ри ть ся на д об ро , то почему бы не п о сп ос о б ст во ват ь ему в этом.?! От о с о зн ан и я с о п р и ч ас тн о с ти к та к о й д о с т о й н о й м и с сии на душ е сд ел ал о с ь к а к -т о л е г к о и рад остно . На это й п о зи ти вн ой ноте мы и по ки нул и хурул , вед ь нас ж д ал а в т о бус. Води тель , к от о ры й ост а л ся отд охнуть в ка би н е , п р и в е т с т в о в а л нас о ч ен ь б у р но, у п о в а я на то , чт о уж е успел сос ку чи ть ся в одиноч ест ве . Да нас и не бы л о - то всего п я т н а д ц а т ь минут ! К а к о в о ж е бы л о уд ивлени е , ко гда рул евой наш его м и н и -в эн а со общ и л , что мы от сут ст во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz