Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

о бщество ► ФЕСТИВАЛЬ о бщ е с т в о Ф Е С Т И В А Л Ь 2 7 ем заним ались женщины на ф е с т и в а л е в о е н н о - и с т о ­ р и ч е с к о й р ек он с тру кции Русборг», проходившем с 7 по 10 мая в селе Липовха, я выясняла у его участниц. На «Русборге» участники полностью воссоздают условия жизни и быта лю­ дей, населявших Скандинавию и Древ­ нюю Русь в X-XIII веках. - Роль женщины во все времена одина­ кова - создавать уют и вести хозяйство, - рассказывает ельчанка Ольга. На фестивале мы готовим пищу, занимаем­ ся рукоделием, мастерим обувь, вяжем, но делаем это в точности так, как было принято в эпоху раннего Средневеко­ вья. - На «Русборге» люди не шатаются без дела по лагерю , - объясняет m o c k i ичка Екатерина. - У нас, как и в любоь дру­ гом социальном обществе , все имеют профессию . Женщина не исключение. Мы занимаемся ремёслами, торговлей, кулинарией , гон чар с твом , музыкой, швейным и даже военным делом! Жен­ щинам на «Русборге» подвластно всё! П и р н а в е с ь м и р Приготовить вкусный обед на природе может не каждый. Задача усложняется, если вместо привычных шашлыков нуж­ но приготовить средневековые яства. - Одно из условий ф естиваля - анту- ражное питание, - ельчанка Ольга при­ открывает секреты средневековой кух­ ни. - Участникам нельзя употреблять в пи ц у продукты , ко торы х в д есяты е в е г а не было на территории Скандина- ви Iи Руси. На фестивале мы едим мясо, ры эу, капусту, крупы, печём хлеб и ва ­ ри 1 квас. Всё, чем люди обычно л ако ­ мя ся на природе - картошка, макаро- нь помидоры и огурцы , - на «Рус- бо' 1 Г» привозить запрещается. Подсол- не ного масла в средние века тоже не бы ю, поэтому для жарки мы использу ­ ем мивковое или животные жиры. - 11ногие считают, что раньш е пища бы га пресной и невкусной, - подхваты- ва( г тему Анна из Ельца. - Это не так. В дес ятом веке уже использовали соль и пр ные травы . Во времена Средневеко- вь устраивались шикарны е пиры , и лк (Инаедались от души. На фестивале мь стараем ся поддерживать старин - ну ) традицию . Н апример , вчера в на ­ ше л лагере готовили пшеничную кашу с г вядиной , чечевичный суп с копчё ­ ны ли рёбрышками и кашу на молоке. Пс 1 училось даже вкуснее, чем дома! М а . т е р а г о н ч а р н ы х д е л Ст) огие правила фестиваля обязывают уча :тников пользоваться только анту- рал ной посудой. Её можно купить или зак азать в Интернете, но реконструкто ­ ры не ищут лёгких путей. - Посудой из магазина мы пользуемся редко, - рассказывает Наталья из Мо ­ сквы. - В основном воссоздаём аналоги музейных экспонатов или археологи ­ ческих находок. Используем материа ­ лы, доступные мастерам того времени, - глину, минералы и дерево. - В истории скандинавского быта нет единого м н ени я не тол ьк о о форме средневековых сосудов, но и о составе керамики, - объясняет Юлия из П ен ­ зы. - Поэтому для многих гончаров фе ­ стиваль - это возможность поделиться знаниями. Я и мои друзья делаем посу ­ ду из глины . Д ля этого нужно чётко определиться с технологией , составом замеса и р азновидно стью материала: один использую т только для изготов ­ ления прочны х и зделий - наприм ер , посуды, - а другой для хрупких - деко ­ ративных элементов . С помощью жгу ­ тиков мы придаём изделию форму, з а ­ глаживаем и обжигаем . Конечно, луч ­ ше использовать печь, построенную по схемам того времени : сделать в земле лму, уложить в неё посуду, положить сверху решётку и заж ечь на ней костёр. Падающие угли заполнят яму, засыпая изделия. Затем нужно подождать, пока угли остынут, и после забрать готовую к использованию посуду. К сожалению, в городе воссоздать такую печь невоз ­ можно, поэтому мы пользуемся совре ­ менными аналогами. В любом случае, - улыбается Юлия, - из посуды ручной работы и каша вкуснее, и вода слаще. НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ Кроме заботы досыта накормить себя и ближнего , у средн евековы х женщин было множество других занятий . Глав ­ ное - сделать себя привлекательными для мужчин. Традиционным украшением скандинав ­ ских женщин считаются бусы. Участни ­ цы фестиваля делают их вручную. - Я занимаюсь изготовлением бус пять лет, - рассказывает Богдана (город М о ­ сква). На «Русборге» она продаёт укра ­ шения ручной работы . - Исходный м а ­ териал заказываю в Италии , поскольку в России его не достать. Технология и з ­ готовления проста, но требует много времени: на одну бусину я трачу целый час. Сначала нагреваю стекло , потом наматываю его на спицу. Когда придам бусине форму, снимаю и оставляю в углях. Там она осты вает в течение су­ ток. Потом я отмываю её от пепла и н а ­ низываю на шнурок. Так получаю тся бусы. С помощью разноцветного стек ­ ла я делаю на них рисунки и орнам ен ­ ты. Часть бусин продаю, в основном те, что собрала в городе в соврем енны х условиях. Но эти оставлю себе, - Б о г ­ дана перебирает пальцами р азноцвет ­ ные шарики, лежащие на торговом лот ­ ке, - я сделала их здесь, на фестивале, полностью повторив средневековую технологию, и для меня они бесценны. Бусы ручной работы на «Русборге» мо ­ жет купить лю бой турист. А вот скан ­ динавские наряды в свободной прода ­ же не найти. Платье каждой участницы уникально и сшито в единственном э к ­ земпляре . - Главное в нашем костюме - домотка ­ ное полотно , - говорит Олеся из М о ­ сквы . - Я осваиваю ткачество тр етий год. Мой станок сделан из д ер ева по технологии , воссозданной по археоло ­ гическим находкам и рассказам жи те ­ лей деревень Ф инляндии и Норвегии . Такие станки до сих пор есть в неболь ­ ших северных поселениях . О сновные материалы для работы - лён и шерсть. И з готовых полотен я крою рубашки , платья и плащи для себя или на заказ . - О п р ед ел ённ о го к р о я д л я п ош ива средневековой одежды нет, - уточняет Юлия. - Мы постоянно спорим, обсуж ­ д аем р а зл и чны е в ар и ан ты вы к р о ек , мастерим дополнительные аксессуары, делаем кожаную обувь по древним об ­ разцам . На «Русборге», действительно, каждый зан я т ремеслом . Одни плетут кружево на специальных дощечках, другие - в я ­ жут , т р е т ь и - к р а ся т ткани . К стати , тоже по всем правилам средневекового ткачества , используя только п р и р о д ­ ные материалы : отвары из коры дуба, крушины , марены красильной , индиго и куркумы. - Мы умеем делать всё, что можно см а ­ с т е р и т ь св оим и р у к ам и , - го в о р и т Ю лия , - и на ф ес ти в а ля х с уд о во л ь ­ ствием это демонстрируем. « ПОЛИНА - ВИКИНГ!» Участники приезж аю т на «Русборг» с детьми всех возрастов . Их не пугают ни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz