Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

24 общество О Б РА З О В А Н И Е Не выплеснуть ребёнка Как любая реформа, процесс оптимизации школьного образования влечёт за собой массу проблем. Среди них, пожалуй, самая болезненная – закрытие сельских учебных заведений 70 мест, и на 20 – модуль- ная конструкция позволяет варьировать их размеры – непременный атрибут лю- бой американской дороги. С него начинается и им за- канчивается учебный день сельского школьника. И, надо сказать, американ- цы давно уже не одиноки. Их примеру последовали и европейцы. В том числе и относительно бедные восточные, пришедшие к, казалось бы, парадок- сальному выводу, что маленькая сель- ская школа по качеству образования не способна конкурировать с крупной. Мы же продолжаем спорить, можно ли возить детей в школу, не желая призна- вать, что не можно, а давно уже нужно. У нас просто нет другого выхода. По словам заместителя главы администра- ции Людмилы Валентиновны Курако- вой, городской класс должен насчиты- вать сегодня не менее 25 человек, сель- ский – 14. Как же выглядят в этом смысле школы Липецкого района? Удивительно, но они почти вписываются в рекомендо- ванные параметры. Здесь каждый класс насчитывает в среднем 12 учеников. Но... Количество учеников в классах малокомплектных школ не достигает и пяти, составляя среднеарифметиче- ские 4,3 человека. Откуда тогда 12? А эту цифру «делают» оставшиеся так на- зываемые базовые школы. Их ровно столько же, сколько и мало- комплектных – 9. Ещё 10 школ (а всего их в районе, напомню, 28) скорее всего со временем пополнят малокомплект- ные и будут закрыты. Если, разумеется, удастся договориться с общественно- стью, а только она, или точнее – сель- ские сходы, вправе принять решение за- крыть детсад или школу. Елена Лелико- ва рассказывала, каких нервов стоило убедить жителей Бруслановки согла- ситься на перевод детей. Причём не только в среднюю школу в Частой Ду- браве, как планировалось, а ещё и в Но- водмитриевскую. Часть родителей почему-то просто не пожелала посылать своих детей в Частую Дубраву, хотя именно здешняяшкола считалась и счи- тается безусловным фаворитом, недав- но получила миллионный президент- ский грант. Так были оценены иннова- ционные образовательные программы, используемые педагогами школы. Кро- ме того, здесь прекрасная материальная база, отменный уровень преподавания всех дисциплин. Тем не менее за школь- никами в Бруслановку теперь приезжа- ют сразу два автобуса – из Частой Ду- бравы и из Новодмитриевки. Нерационально и, опять же, расточи- тельно? Безусловно. И к этой проблеме ещё придётся вернуться, как и ко мно- гим другим, пока ещё не ставшим неот- ложными. Со временем на карте навер- няка появятся и другие точки, куда будет курсировать жёлтый школьный авто- бус. Во всяком случае, власти–иобласт- ные, и районные – рассчитывают всё- таки сохранить неперспективные дерев- ни, инициируя создание малых ферм. Возможно, кризис заставит молодых и предприимчивых горожан и селян по- пробовать себя в агробизнесе. Аудачли- вым фермерам потребуются наследни- ки. Образованные, способные не только внедрять передовые технологии, но и генерировать собственные идеи, до- стойные ХХI века. Именно на них рас- считана оптимизация сельских школ. Надо сказать, что дальновидные роди- тели это хорошо понимают, и некото- рые, не дожидаясь, когда в их сёла нач- нёт ходить школьный автобус, сами на- чинают возить своих детей в престиж- ные школы. Например, в крупнейшую в Липецком районе Боринскую гимна- зию. Ивполне возможно, что именно её будут заканчивать многие нынешние первоклассники из окрестных школ. И, если откровенно, это был бы лучший вариант и для самих учеников, и для района. . Виктор СТРАХОВ, обозреватель ИА «Липецк-Инфоцентр» для «Итогов недели» Н аверное, ликвидация ни одного из них не прошла без горячих споров, недоумения педагогов и растерянности родителей. И дело тут не только в количестве учеников, в расхо- дах на содержание помещений и учеб- ных пособий. Проблема сельской школы – не столь- ко образовательная, сколько социаль- ная. С ликвидацией малокомплектного учебного заведения зачастую уничто- жается и социальная сфера в деревне. Следом за детьми уедут в города, рай- онные центры их молодые родители. Следовательно, кроме стариков, на селе никого не останется. А если роди- тели всё-таки не уедут, то жизнь их зна- чительноусложнитсяиз-за«автобусно- ранцевого» обучения. Авторы школьной реформы утвержда- ют, что нынешнее образование — это слишком затратная сфера, можно обойтись малыми расходами и полу- чить значительно больший результат. Да, с закрытием сельских мало- комплектных школ бюджетные расхо- ды, наверное, сократятся. Но не обер- нётся ли этот шаг большими потерями в будущем? Однако, как это ни печально, следует признать, что оптимизация мало- комплектных школ – процесс неизбеж- ный и необратимый. Руководители му- ниципальных районов и поселений се- годня понимают это лучше всех. И в меру своих сил и возможностей стара- ются сделать процесс оптимизации действительно оптимальным. Во вся- ком случае, в Измалковском районе это происходит именно так. Здесь старают- ся проводить административные меры Количество учеников в классах малокомплектных школ не достигает и пяти, составляя среднеарифметические 4,3 человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz