Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
23 общество О Б РА З О В А Н И Е Очередная школьная реформа, аккуратно названная инициаторами «оптимизацией», вызвала бурю эмоций. Особенно на селе. Обречённо вздыхают учителя, почувствовавшие вполне реальную перспективу остаться без школы, а возможно, и без работы Школа начинается с... автобуса Каждый школьник из села с красивым названием Ивово ежегодно обходится бюджету почти в 120 тысяч рублей. О тнюдь не добрым словом по- минают зловредное город- ское начальство некоторые родители, не понимая, поче- му старшему сыну дали воз- можность окончить доморощенную Ивановскую школу, а младшего выры- вают из родного гнезда и хотят послать за тридевять земель в неведомую Пе- тровскую. Словом, оптимизация структуры рос- сийского образования, едва начав- шись, уже столкнулась с массой про- блем: социальных, культурных, исто- рических, кадровых, наконец, этиче- ских. Апотому невольно начинаешь со- мневаться: а стоило ли вообще огород городить? Не проще ли, как и прежде, махнув на всё рукой, спустить реформу на тормозах? – Не проще, – категорически не согла- силась заместитель главы админи- страции Липецкого района Елена ЛЕЛИКОВА. – Да, много лет мы мири- лись с существованием малокомплект- ных учебных заведений. Но давайте, наконец, задумаемся: зачем нам 10 ни- щих школ, абсолютно не соответствую- щих и в принципе не способных соот- ветствовать современным образова- тельным стандартам? Не лучше ли оставить одну, но сильную? С квалифи- цированными педагогами, хорошей ба- зой – компьютерными классами, ста- дионами, спортивным и даже турист- ским снаряжением. В конце концов, не уроками одними живут школьники. Постановлению, инициировавшему модернизацию системыобразования и, будем называть вещи своими именами, ликвидацию малокомплектных сель- ских школ, уже восемь лет. Оно появи- лось в 2001 году. Однако выполнение его несколько затянулось. И на то были причины. Во-первых, форсировать процесс ни в области, ни в Липецком районе не собирались, понимая, что не- обходима какая-то подготовительная работа. Никто не хотел ни учителей, ни школьников, ни тем более их родите- лей бросать в неизведанное. А во- вторых, в особой спешке просто не было нужды. Экономические показате- ли ежегодно росли как на дрожжах, бюджеты стабильно наполнялись, и можно было позволить себе времен- ную передышку. Но это вовсе не озна- чало, что проблема как-то сама по себе незаметно рассосётся. Напротив, все последние годы она лишь обострялась. И это несмотря на то, что в том же Ли- пецком районе постепенно закрыли пять школ. И сегодня их общее количе- ство сократилось с 33 в 2001 году до 28. Закрытые школы не были первыми. Конечно же, не станут и последними. И это отчётливо осознают и местные власти, и сами педагоги. Конечно, мно- гим хотелось бы, чтобы умирающие се- годня сельские школы остались, возро- дились. Даже руководителям, вынуж- денным принимать жёсткие решения. И мне кажется, я понимал чувства Клавдии Поповой, начальника отдела образования администрации Липецко- го района, с грустью рассказывавшей, что в начале её педагогической карьеры в сельских школах района насчитыва- лось более 7 тысяч учеников. Так было. Но, увы, так не стало. В про- шлом году за парты село менее 4 тысяч ребят. И в обозримом будущем ничего не изменится. Более того, малоприят- ная динамика сохраняется. Так, если в 2007-м вшколах района насчитывалось 4068 учеников, то уже в следующем учебном году их количество уменьши- лось более чем на 100. И это, что назы- вается, общий результат. А если углу- биться в детали… Если вспомнить, что в Грязном в так называемой основной школе, где ребята учатся с 1 по 9 классы, осталось всего 29 учеников. В среднем примерно по 3 человека на класс. Если учесть, что занятия в этих классах ведут 12 учителей. А потом попробовать по- считать, во что выливается обучение каждого ученика. Астрономические расходы. И это вовсе не громкие слова. Достаточно сказать, что каждый школьник из села с краси- вым названием Ивово ежегодно обхо- дится бюджету почти в 120 тысяч ру- блей. Кто способен платить такие день- ги? Родители? Безусловно, нет. Скром- ный районный бюджет?.. На одной из коллегий областного управления образования и науки спе- циалисты пришли к неутешительному выводу, что Липецкая область принад- лежит к числу регионов, наиболее рас- точительно финансирующих школу. И дело тут даже не в том, что в условиях экономического кризиса казна уже не может позволить себе столько тратить на образование, а в том, что деньги должны работать. Прагматичные американцы поняли это ещё 100 лет назад, создав целую транс- портную систему: ферма – школа. И с тех пор одноэтажная Америка получает образование «на колёсах». Сегодня жёлто-чёрный школьный автобус и на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz