Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
35 культура Т Е А Т Р Фото Павла ОСТРЯКОВА рамках «круглых столов» для труппы ка- сался, помимо прочего, и материала гого- левской пьесы. Его советы возымели практическую пользу для вас? –Вообще, Леонид Ефимович «Женить- бу» никогда не ставил. Взгляд его на творчество Гоголя весьма специфичен, поэтому рекомендации мастера я вы- нужден был соотносить со своим виде- нием. Приведу забавный пример. Я по- казал Хейфецу наш сценический макет. Будучи человеком деликатным и сдер- жанным, он, тем не менее, не преминул заметить, что макет избыточен. Хотя по нашему с художником мнению это был абсолютный минимализм! Инте- ресно послушать мнение учителя, если бы он смог посмотреть спектакль пол- ностью, уже доведённым «до ума». Тог- да, возможно, он изменил бы свою по- зицию относительно сценографии. – А вам самому доводилось прежде ста- вить Гоголя? – Представьте себе! И «Ревизора» де- лал, и «Женитьбу». Лет шесть назад, в Бийске… – Успешно? – За «Женитьбу», помню, получил приз критиков Алтайского края. Но я, как всегда, остался чем-то недоволен, поэ- тому решил вернуться к этой вещи в Липецке. – Нынешняя постановка скроена по тем же лекалам? – Нет, разве что сюжет остался неиз- менным. В Бийске меня не устраивал способ сосуществования артистов на сцене, неточность, заигрывания с за- лом. В провинции это частенько встре- чается, когда актёры работают «под зрителя», стараются его «развести на ха-ха». Подобного мне очень бы хоте- лось избежать в новой версии поста- новки. Нет абсолютно никакого жела- ния суетиться, комиковать. Опасаюсь, что я немного перебрал по этой части, спектакль получается где-то даже слиш- ком серьёзным. Сегодня прогоняли первый акт, выходит чуть ли не драма! С другой стороны, форма пока ещё только вырисовывается, всё ещё может изме- ниться в процессе работы. Ведь коме- дия по Гоголю– это комедияжизни, а не комедия характеров, положений, ситуа- ций. Она всегда идёт бок о бок с болью, абсурдом, парадоксом, нелепостью. В ней хватает слёз. Соотношение серьёз- ногоисмешногона сценеменянеочень- то беспокоит, наша цель – заставить со- переживать, узнавать в героях себя. У всех свой взгляд, свои глаза. Каждый видит ситуацию по-разному. То, что одному покажется трагичным, заставит хохотать до слёз другого. А нужно до- стучаться до каждого, дать прочувство- вать основную идею спектакля. – Пусть вопрос покажется провокацион- ным, каверзным, но в чём основная идея заключается для вас? – Обычно я путаю и дурачу журнали- стов, а через них и публику, когда захо- дит речь о подобных вещах. Специаль- но подпускаю тумана, чтобы зритель пришёл со свежим взглядоми делал вы- воды самостоятельно. Если говорить простыми фразами, что я нахожу более правильным в данном случае, то для меня центральная мысль заключается в следующем. Ситуация гармонии едва достижима, практически невозможна в жизни. Всегда найдутся причины, не позволяющие человеку чувствовать себя до конца счастливым. Вот так и ге- рои пьесы: один выпрыгивает в окно, другая сходит с ума. Имне дано обрести счастья на белом свете. Но, забегая впе- рёд, – эти люди обретут друг друга на ином уровне, их благополучие не зави- сит от суеты мирской. ТАМ они смогут понять и простить друг друга. В этом смысле спектакль получается несколь- ко буддийским. – Ситуация недостижимости гармонии, заметьте, – непреложная характеристика наших дней… Наверное, в этом заключа- ется вся ценность творчества тех авторов, которыхмыназываемклассиками, –быть актуальными вне временных рамок. – Величие истинных творцов в том, что они писали на века, о человеке вообще, с философским взглядом на его приро- ду. Людей в широком смысле продол- жают заботить те же проблемы, что и сто, двести лет назад. Поиск второй по- ловины, своего спутника в жизни не за- висит от экономических кризисов или котировок акций на бирже. Все ищут счастья – и французы, и немцы, и афри- канцы. Поэтому спектакль – это не му- зейный экспонат николаевского време- ни. Он об универсальных для всех цен- ностях, не только для России, но и для всего мира. . Роман ХОМУТСКИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz