Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

культура Т Е А Т Р 41 С удите сами. Четверть века на- зад Сергей Бельский окончил Алма-Атинский театрально- художественный институт. К настоящему времени послуж- ной список актёра насчитывает полсот- ни ролей. Пять лет он работает в веду- щей драматической труппе области (перешёл в неё по приглашениюВлади- мира Михайловича Пахомова из Елец- кого «Бенефиса»). Столь складная ста- тистика для человека творческой про- фессии, понятно, – дело пятое (или лю- бое другое по счёту). Для актёра важны совсем иные, не количественные, пока- затели. По своим внешним данным, типажу, темпераменту Бельский – очевидный социальный герой – до гражданствен- ного пафоса неравнодушный ко всему, происходящему вокруг. Однако пара- доксально, но факт: таких персонажей у актёра совсем немного. Чаще ему при- ходилось играть людей то ли простова- тых, то ли простодушных, но почти всегда с неким «внутренним стерж- нем», себе на уме, которых, что называ- ется, трудно сдвинуть с места. Взять хотя бы Виктора из «Последнего героя» АлександраМарданя. Это и есть тот самый персонаж, только оказав- шийся в экстремальной ситуации не на знойном острове под прицелами теле- камер, а в собственной квартире под незримым прицелом дельцов, готовых купить её вместе со всем домом. Виктор – единственный среди жильцов – кате- горически «против». Актёру дана неча- стая возможность произнести как раз пафосный монолог, где социальные нотки явно подразумеваются под сугу- бо, казалось бы, личностными. В моно- логе ощутимы нотки и эдакой «досто- евщины»: мол, я тварь дрожащая или право имею? Право быть самим собой – неподкупным владельцем собствен- ного жилища, а не безымянной, без- личной фигурой в глазах новых хозяев постсоветского времени. Сразу вослед Виктору Сергей Бель- ский, наоборот, воплотил именно та- кого хозяина (правда, с существенной поправкой на иное время) – купца Ло- пахина в «Вишнёвом саде». Жанр осо- бой, далёкой от устоявшихся стандар- тов чеховской комедии реализован Владимиром Пахомовым, примени- тельно к Лопахину, через рассогласо- ванность его желаний и позиции тех, кому ещё пока принадлежат сад и име- ние. Комична абсурдность, с какой Ра- невская и Гаев не желают и слышать о единственно верных резонах уравно- вешенного, уверенного в себе, разве что не до должной степени настойчи- вого (ибо он и они – разного поля «яго- ды») Лопахина. Так достойный, поря- дочный, пусть моментами нереши- тельный – он ведь только осваивается в новом статусе, – купец-нувориш ста- новится главным – и положительным! – героем спектакля. Последняя роль юбиляра – Подколё- син («Женитьба» Николая Гоголя, по- становка Сергея Бобровского). Сергей Бельский здесь довольно-таки неожи- данный и поначалу трудноузнаваемый. Несостоявшийся жених заторможен, пассивен, неуклюж, трудновато сооб- ражает, толком не знает, чего ему надо от жизни. Скорее всего – уже ничего, никаких мало-мальских перемен. Тог- да как в реальности Сергей Бельский – деятельный, целеустремлённый, раз- носторонних театральных пристра- стий человек. В «Бенефисе» он поставил несколько спектаклей для детей. Организовал сту- дию «Скоморох» при гимназии № 11 города Ельца. Его дети неоднократно завоёвывали награды областных и го- родских фестивалей. И, куда ж настоя- щему, востребованному профессиона- лу сцены деться от классики, Сергей Бельский вскоре начнёт репетировать одну из основных ролей в инсцениров- ке «Обыкновенной истории» Ильи Гончарова. . Константин КЛЮТКИН Арифметика и алгебра актёрства Пятого мая Сергею Бельскому, артисту Липецкого академического театра имени Льва Толстого, исполнилось 50 лет. Этому юбилею «сопутствует» весьма занятная арифметика, с непременным присутствием цифры 5 Фото Павла ОСТРЯКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz