Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

45 культура М А С Т Е Р Репродукция с картины Владимира Басинского Николая ЧЕРКАСОВА 500 человек пришли в выставочный зал в один день. Эта же выставка прошла через галереи Чаплыгина, Смоленска, Москвы. Когда мы так и не смогли поделить зарабо- танные деньги, группа раскололась. На тот момент каждый считал, что сделал для общего дела больше, чем другой. Те, кто серьёзно занималсяживописью, поехали с экспозицией в Мурманск. Поскольку это город портовый, появи- лась возможность перевезти выставку за границу – в Швейцарию и Швецию. Работы имели там успех, их активно покупали, но, тем не менее, когда всё закончилось, группа распалась. И каж- дый из нас пошёл своим путём. – В каком стиле написаны ваши карти- ны? – Определение стиля – дело искусство- ведов. Мои картины достаточно реали- стичны. Они написаны не в академиче- ских пропорциях а-ля Брюллов, но в них заметны реальные образы, предме- ты интерьера. В то же время это и не реализм в его классическом понимании… В своих ра- ботах люблю оставлять недосказан- ность, чтобы зритель сам что-то доду- мал, углубился в сюжет. Мне кажется, ему интереснее воспринимать именно такие картины, а мне – их писать. – Что вас вдохновляет? – Чувство цвета, которое рождается во мне на уровнефизиологии, я болеюэтим ощущением и хочу излить его на холст. Так рождается некое гармоничное цве- товое созвучие. Без чувства цвета нет вдохновения. – Часто бывает, что творчество художни- ка распространяется не только на живо- пись. Многие находят себе применение в проектировании, литературе, музыке… Как вы считаете, это поиск нового спосо- ба самовыражения или бесполезное рас- трачивание таланта? – С 2003 по 2008 год я активно зани- мался педагогикой. У меня были обяза- тельства перед семьёй, нужен был по- стоянный заработок, поэтому я препо- давал живопись и рисунок в несколь- ких вузах: Московском художест- венно-промышленном институте, На- циональном институте дизайна и в Мо- сковской архитектурной академии. Преподавание отнимало очень много времени, тем более в Москве, где рас- стояния от одного места работы до дру- гого огромные. Я тратил несколько ча- сов только на дорогу. Тем не менее жи- вопись не оставлял. Как ни странно, ра- бота преподавателем не только не вре- дила, но иногда даже помогала – у меня возникали свежие идеи для новых ра- бот. Но, несмотря на это, я глубоко убеждён: художнику лучше полностью посвятить себя живописи. Правильно делал Сезанн, когда спрашивал своих новых учеников: «Живопись отнимает всё свободное время. Молодой чело- век, а у вас есть средства заниматься живописью?» Он жил на аренду от фа- брики отца, никогда не работал и всё своё время посвящал искусству. Жаль, что сейчас у художников нет возмож- ности жить так же ( смеётся ). – Из столицы вы вернулись в Липецк. Не исключено, что через некоторое время вам опять захочется в Белокаменную? – В Москве я прожил в общей сложно- сти около десяти лет. Сначала учился, потом женился. На москвичке… После этого ненадолго вернулся в Липецк и снова уехал в столицу. Сейчас дети ста- ли взрослыми, самостоятельными, и у меня появилась возможность сосредо- точиться на творчестве. Возможно, со временем я опять захочу вернуться в Москву, но загадывать не хочу. – Чем вас привлекает Москва? – Я бываю в столице довольно часто. Там можно читать и смотреть что угод- но, ходить на любые выставки и кон- церты, в конечном счёте, можно делать всё, что взбредёт в голову, и никто тебя не осудит. В Москве искусство за гра- нью воображения, постоянно прово- дятся всевозможные инсталляции – не перестаёшь удивляться! Взять хотя бы Германа Виноградова – никогда нигде не работал, но в Москве бешено попу- лярен. Он очень любит эпатировать публику, обнажаясь. Эпатаж – вот чего в Москве в избытке, но не хватает Ли- пецку. – Вы считаете, наша публика готова к эпатажу? – Не готова. Но ведь и Москва тоже когда-то была не готова. А сейчас мо- сквичей ничем нельзя удивить. В 90-е годына искусство был страшный ажио- таж. Люди с жадностью смотрели всё подряд, примеряли на себя, ездили за границу. Лишь со временем народ на- чал разбираться, где стоящие вещи, а где пустота за красивой ширмой. Я тог- да тоже позволял себе писать эпатаж- ные работы, правда, считал их неком- мерческими. Я очень ошибался! Люди покупали то, что я писал исключитель- но для выставки, и не обращали внима- ния на то, что я искренне надеялся про- дать. Всё меняется в этойжизни, и люди – быстрее всего. – Финансовый кризис влияет на работу художника? – Я не экономист, кризис – не моя про- блема. Мне не грозит увольнение, я ни- кому ничего не должен. Конечно, кто- то почувствовал кризис на себе, и это очень грустно. И всё же я надеюсь, что эта временная трудность скоро закон- чится. Наш народ пережил столько кризисов за свою историю – ему ли бо- яться! – Ваши творческие замыслы? – У меня есть внутренняя потребность двигаться вперёд, работать как можно больше и плодотворнее. Хочется пи- сать более разнообразно, не в смысле повторений сюжетных линий, а с точки зрения живописных ходов и техники. Я хочу удивлять самого себя и зрителя. Для меня важно писать картины се- рьёзные, интересные, глубокие, застав- ляя людей задуматься над их смыслом. Искусство вечно. И отношение к нему должно быть стабильное и неизмен- ное. Независимо от кризисов ижизнен- ных перипетий. . Олеся ОЛЬХОВАТСКАЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz