Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

40 культура ГА Л Е Р Е И вратиться в багетную мастерскую. Вся деятельность направлена не на саму живопись, а на её обрам- ление. Это уже не галерея, а при- даток какого-то производства, для развития которого присутствие произведений искусства иногда и вовсе не нужно. И тогда происхо- дит печальное превращение гале- реи в магазин. – Означает ли закрытие галереи кризисную тенденцию в искусстве вообще? – Как ты думаешь, повлияет ли за- крытие Лувра на развитие искус- ства? Именно в искусстве, на мой взгляд, кризис сыграет свою, как ни странно, положительную роль нужного раздражителя. Для искусства кризис – это как раз время, когда ничего не меняется. Остановка развития. Искусство живёт и развивается по своим законам, и, как показывает его история, кризисное время иногда самое плодотворное, рож- дающее новый стиль, новый век- тор движения и развития. – Снизился ли интерес у коллекцио- неров и просто светской публики? – Интерес не снизился. Наоборот. Число посещений увеличилось. Именно в трудное время многих поддерживает искусство. Но кол- лекционеры пока что опасаются бронировать или покупать рабо- ты. – Учитывая довольно значительное количество художников в Липецке, чем для них чревата сложившаяся ситуация? – Хлеб художника никогда не был лёгким. Ситуация такова, что бла- гополучное время для одного ху- дожника является кризисным для другого. Современное культурное поле никогда не было явлением однородным. Мастерская худож- ника – закрытый мир, в котором есть только чистый холст и ма- стер, перед ним стоящий. Если кризис так сильно заденет худож- ника, что изменится его мировоз- зрение, то мы тут же увидим это на холсте. По моему мнению, проис- ходящие в наши дни катаклизмы не способны вызвать такие значи- тельные последствия. Центр изобразительных искусств Ещё одна галерея, со- держащаяся на част- ные средства, – Центр изобразительных ис- кусств. По словам со- трудницы Центра, ис- кусствоведа Татьяны Ивановны НЕЧАЕ- ВОЙ, мировые экономические процессы незамедлительно отозвались и на них. К закрытию дело, слава Богу, пока не идёт, но определённые опасения, тем не менее, имеются. – История искусства подсказывает нам, что не всегда подъём либо спад в этой сфере совпадает с периодами экономиче- ского процветания или деградацией об- щества. Тем не менее без определённой подпитки извне, в том числе и материаль- ной, у художника пропадает стимул к творчеству. Да и само депрессивное ощу- щение, которое несёт в себе кризис, вряд ли способствует созиданию. С другой сто- роны, благодаря сложившейся ситуации может произойти некое очищение. Не се- крет, что сейчас в художественной среде явный переизбыток кадров, однако дале- ко не все, ринувшиеся в профессию, име- ют на то достаточные основания. Велик процент обычных ремесленников, истин- ных же, преданных делу людей, органи- чески не способных заниматься чем- либо, кроме живописи, – единицы. И те, кто сойдёт с дистанции, освободят про- странство для избранных, наиболее стой- ких. Что касается частных галерей, то угроза их существованию весьма велика: сейчас на выставках стало куда меньше посетителей, а уж тем более – готовых приобретать картины. Искусство не явля- ется предметом первой необходимости, поэтому галереи теряют свою клиентуру, лишаясь важной статьи дохода. Владель- цы просто не смогут продолжительное время содержать залы на собственные средства. Художественному воспитанию человека непосредственно с детства уде- ляется незаслуженно мало внимания, и галереи как раз служили в этом отноше- нии неплохим подспорьем, знакомили с живымискусством. Теперь только-только начавший развиваться процесс вернётся в зачаточное состояние. Если показывать искусство высокого уровня, то отклик у широкой, неподготов- ленной аудитории будет незаслуженно мал. Обращаться же к массовой культуре означает для галереи уронить свой статус, превратиться в ярмарочную площадку. Подобная перспектива представляется мне сомнительной. Существует ресурс со- трудничества с государственными струк- турами в рамках отдельных проектов. Можно найти формы взаимодействия, ко- торые были бы интересны обеим сторо- нам. Хотя целиком рассчитывать на офи- циальное финансирование не приходится. Власть вынуждена сокращать расходы на государственные музеи, что уж говорить о полномасштабной поддержке частной практики. Сейчас общественные выста- вочные залы находятся в более выигрыш- ном положении: они хотя бы могут смело планировать деятельность, поскольку знают свой бюджет. Поэтому на них воз- лагается огромная ответственность, они должны будут взять на себя все те функ- ции, от которых частично придётся отка- заться частным галереям. Хотя, на мой взгляд, государственные учреждения культурыне вполне готовы для такой мис- сии: помимо того, что не хватает профес- сионалов, площадей, предназначенных для выставок, также явно недостаточно. Ни областная картинная галерея, ни Дом Мастера не могут похвастаться неограни- ченным пространством. Областной вы- ставочный зал просторен и хорош, но там проходят текущие выставки. Постоянная экспозиция отсутствует, ввиду чего ни липчанин, ни гость города не имеют воз- можности ознакомиться с достижениями местной художественной культуры. Для того чтобы, несмотря на все трудно- сти, художественная культура и галерей- ное движение выжило в Липецке, необхо- димо проводить более жёсткий отбор и пытаться поддерживать лучших худож- ников и показывать только самые серьёз- ные достижения. Если для более насы- щенной деятельности возможности нет, то необходимо сосредоточиться на том, что может принести наибольшую пользу в плане формирования вкуса, просвети- тельства, привлечения общественного внимания. Фото Николая ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz