Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
культура ГА Л Е Р Е И 39 Фото Павла ОСТРЯКОВА «Художественные» выкрутасы кризиса Тема кризиса не сходит не то что со страниц газет, но и с наших уст. Конечно, это нехорошо – и раздражает, и напрягает. Ну что поделаешь: жизнь есть жизнь. И ныне уже ни у кого не осталось иллюзий по поводу того, насколько сильно повлияли текущие экономические процессы на ситуацию в стране, какой бы сферы мы ни коснулись Н е обошёл стороной преслову- тый кризис и искусство. Со- мнительный тезис о том, что художник должен быть го- лодным, сегодня реализуется как нельзя наглядно. Находятся люди, утверждающие, что все эти катаклизмы должны неминуемо откликнуться неве- роятными по силе и таланту произведе- ниями. Однако художник уже успел привыкнуть быть сытым, да и форми- рование постсоветского культурного поля уже случилось, структурное его оформление также успело приобрести более чем конкретные очертания. Это позволило творцам почувствовать себя много свободнее и увереннее, нежели в коммунистическую эпоху. Возможно- сти выйти на широкую аудиторию, быть оценённым, зарабатывать творче- ством стали гораздо шире. Но вмешались силы извне. Финансовая нестабильность сильно пошатнула си- туацию в культурной среде. Искусство не является предметом первой необхо- димости, и приоритет его отошёл на второй план. Люди вынуждены думать, как им заработать, чем кормить детей, на что их учить. Такое положение дел аукнулось в жизни художественного со- общества Липецка совершенно кон- кретными последствиями. На прошлой неделе закрылась одна из немногих частных галерей нашего города М’АРТ. За свою недолгую историю уютное про- странство этого небольшого зала успе- ло стать вместилищем немалого коли- чества первоклассных выставок, о ко- торых не забывали писать «Итоги неде- ли». Галерея завоевала себе имя демо- кратичным, современным взглядом на липецкую живопись. Акции, проходив- шие вМ’АРТе, запомнились смелой, ли- шённой непоколебимого академизма концепцией, творческим подходом. В галерее любили бывать все: и художни- ки, и коллекционеры, и, конечно, зрите- ли. Теперь помещение сдаётся под офис. М’АРТ Прецедент прекра- щения деятельности М’АРТа заставил пе- реосмыслить ситуа- цию в культуре, за- думаться о том, что же ждёт вроде бы бойко развивавшееся в последние годы липецкое искусство. За комментария- ми мы обратились к непосредственно- му участнику событий, куратору по- чившей галереи СветланеНИКОВОЙ. – Закрытие М'АРТа – прямое следствие финансового кризиса? – В известном смысле – да, прямое. Кризис – неизбежный этап развития. И пережить его можно. Но выход оты- скивают не все, а лишь те, кто готов бы- стро и радикально измениться. Для нас проект «Галерея М´АРТ» мыслится именно таким, каким он являлся. Из- менить концепцию развития – значит, полностью поменять лицо галереи и смысл всего проекта. – Стоит ли считать симптоматичным пре- кращение деятельности по сути меценат- ского проекта для художественной жиз- ни города в целом? – Конечно. Просто сейчас меценату надо приложить немало усилий, чтобы иметь возможность в дальнейшем вкладывать свои средства в развитие локального искусства. А богатым лю- дям сейчас просто некогда, они озабо- чены сохранением своего дела, и средств лишних ни у кого нет. И ещё одна сложность – в нашем городе на арт-рынке не работает правило бизнес- плана. Не сложилось ещё такого про- странства, на котором бы взаимодей- ствовали галерист, коллекционер и ху- дожник. Всё стихийно, случайно и не- стабильно. А симптоматичность оче- видна – прекратили своюдеятельность многие интересные проекты. В частно- сти, музей Игоря Маркина в Москве. – Используя какие методы и меры, гале- реи или магазины по искусству могут вы- жить? – Способ выжить для галереи предпо- лагает изменение общей концепции, расширение круга художников, с кото- рыми галерея работает, новые громкие проекты и так далее. Но такие методы работают при сложившемся широком и устойчивом интересе публики. Именно такового не наблюдалось и в «некри- зисное» время. Внашем городе, к сожа- лению, основной метод выжить – пре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz