Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

33 общество С М Ы С Л «Эй, взвеселитеся, донцы, храбрые казаки!» Александр Васильевич из волжских ка- заков. На досуге поёт в трио «Червлё- ный яр», исполняя казачьи песни. Тем, как отважно отстаивает свою далеко не популярную нынче позицию, он, ко- нечно, напоминает всадника на лихом скакуне, ловко размахивающего са- блей. Но в жизни – это по-настоящему интеллигентный человек, глубоко ушедший корнями в народную почву. Он никогда не был декоративно- пере саженным рас тением или перекати-поле. Вот по зову, наверное, своей казачьей крови Александр Васильевич взялся проанализировать структуру энциклопедии казачьей жиз- ни – роман «Тихий Дон». И вывел свою теорию развития сюжета, выделив пес- ни, звучащие в нём, в особую катего- рию (роман в романе), и евангельские мотивы. – Без песен и «Тихого Дона» не было бы, – считает Александр Василье- вич. – Это один из самых песенных ро- манов в русской литературе. Каждуюиз 41 песни Шолохов пунктиром прово- дит через весь сюжет. Песни зачастую предвосхищают развитие истории. На- пример, встреча Григория и Аксиньи сначала была пропета: …Молодая вот она бабёнка. Поздно по воду пошла. А мальчишка, он догадался, Стал коня сваво седлать… …Стал бабёнку догонять. Когда читаешь «Тихий Дон», то писа- тель над тобой не властвует. С первых страниц романа ты оказываешься в та- кой среде, где нет автора, а есть лишь мир произведения. И если «Тихий Дон» просто изобилует песнями, то уже в «Поднятой целине» их совсем нет, ис- ключая единожды звучащий «Интер- национал». Просто первый роман на- писан о «той» жизни, а второй – об «этой». И, конечно же, для меня не сто- ит вопрос об авторстве. Те, кто доказы- вают, что «Тихий Дон» написан другим человеком, основывают свою позицию на злобе. АШолохов оставляет личные отметки в сюжете романа. Лишним подтверждением его авторства являет- ся финал романа и определение судьбы главного героя. Писатель самому Ста- лину говорил, что не может Григория сделать большевиком. И ещё... Роман просто пропитан религиозной симво- ликой. Например, на последних стра- ницах Григорий достаёт винтовку, под- сумок, в нём – шитвянка, конопляные хлопья, пузырёк с маслом, патроны. Четыре наименования предметов, ко- торые стали частью одного. А затем Григорий пересчитал патроны. Их было 12 обойм и 26 штук россыпью. Для чегоШолохов столь подробно ука- зывает предметы, не имеющие, каза- лось бы, для сюжета никакого значе- ния? Любая деталь, написанная гени- ем, всегда важна и требует вниматель- ного прочтения: 4 – столько Евангелий в Новом Завете, 12 – число апостолов, 26 – это количество написанных глав, (а должно было быть 28, как в Еванге- лии от Матфея, недостающие две главы – это Голгофа и Воскресение. То, что ждёт главного героя – Григория, а, воз- можно, и самого автора, который не мог открыто сказать об этом). Так что книги нужно читать не только головой и глазами, но душой и сердцем. – А зачем вы сами поёте? – Чтобы вы знали эти песни и другие люди тоже. В нашем репертуаре есть песни, которые появились четыре-пять столетий назад. Наши предки до нас их донесли. Знать эти песни и не петь их – грех! Мы не можем прервать цепочку, по которой фольклорное наследие пе- редавалось нам. И восторженную, со слезами, реакцию публики на народ- ные песни я приписываю вовсе не нам как исполнителям, а всем тем людям, кто сочинил их и пел на протяжении многих лет. Ведь все народные песни начинаются с описания состояния при- роды. То есть какой-то незнакомый нам теперь автор сначала что-то уви- дел, а затем переложил это на собствен- ные эмоции и переживания. Вот тогда и начинает звучать песня. У нас же, в основном, исключая плач, превалирует многоголосие. Люди не пели по при- нуждению, за вознаграждение. Песня просто была востребована и зачастую воспринималась другим человеком так же, как и автором… . Евгения ИОНОВА Памятник художнику Николаю Жукову. Работа скульптора А.М. Таратынова Дорога к Вознесенскому собору. Архитектор Тон Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ Фото Николая ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz