Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
общество С М Ы С Л 32 го Петра в Риме не смогли приглушить того, детского, восторга. (Всё это Бунин затем опишет в «Жизни Арсеньева»). Так вот, колокольня этого храма по- строена в XVIII веке, трапезная – в на- чале XIX, а сам храм перестроен во вто- рой половине XIX столетия. Но своей патриархальности Елец не утратил и к 30-м годам XX века. Заложенный два с половиной века назад потенциал до сих пор работает. Разработчики Генплана Ельца в 30-е годы в своих отчётах ука- зали, что город так и не приобрёл вид социалистического. И, несмотря на разрушения, на войну, Елец по сравне- нию с другими городами достаточно хорошо сохранился. О Ельце людям нужно знать как можно больше. И сейчас есть множество средств распространения информации – правдивой исторической информа- ции. Как для тех, кто будет посещать туристско-рекреационную зону, так и для жителей области. А то, что приду- мали московские пиарщики ( история о Тамерлане и елецкой княжне с русой ко- сой. – Прим. автора ), работает против Ельца, против памяти предков, против русской духовности, против наших де- тей, а мыже хотим вырастить их патри- отами! А ведь бренд, коль уж он так не- обходим, выдумывать вовсе не надо. Он уже столетие существует. Елец – это столица русской провинции! Он ещё в ХIХ веке был признан лучшим из провинциальных городов. В Орле не было водопровода, а в Ельце он уже был. Первые мостовые, первое желез- нодорожное училище – всё это было в Ельце. Первый нобелевский лауреат в области литературы–нашземлякИван Алексеевич Бунин. Здесь, в елецком го- спитале, изобретал свой автомат (зна- менитое на весь мир и лучшее до сих пор оружие) Михаил Тимофеевич Ка- лашников. И перечень этот можно дол- го продолжать. Ведь для бренда важно то, что впервые. И Елец такую возмож- ность предоставляет без придуманных историй. Здесь всё неповторимо. Даже холми- стый ландшафт, позволяющий видеть сразу несколько горизонтов. Я не знаю ни одного человека, который, побывав в Ельце, остался бы к нему равноду- шен. Я родился в Сталинграде – полностью уничтоженном городе. И мне больно смотреть на разрушение Ельца. Чем меньше остаётся материальной культу- ры, тем острее чувствуется в ней необ- ходимость. За этим-то люди сюда и едут. Многие не видели никогда подоб- ных провинциальных городов. А я при- ехал в Елец, работаю здесь, живу здесь, люблю этот город, дети мои здесь роди- лись. И сохранение всего, что нас здесь окружает, является делом всей моей жизни. Елецкий характер Документальная история Ельца начи- нается с XVI века. Его население фор- мировалось из переселенцев. Первые приехали из Ливен, следом – с Рязан- щины, из тульских земель. Ещё Бунин писал, что здесь, в Подстепье, сформи- ровался великий язык и великая рус- ская литература. Здесь был один из са- мых крупных воинских гарнизонов, пять казачьих слобод, в том числе чи- сто донских, которые начали селиться в наших краях с 1592 года. Когда во вто- рой половине XVII века границы Рос- сии отодвинулись далеко на юг, часть елецкого населения – воины, государе- вы люди – ушла. (До сих пор даже на Кавказе остались отголоски елецкого говора и фольклора). А оставшиеся на- чали жить новой, мирной жизнью. По- томки боярских детей и служивого чина превратились в крестьян- однодворцев, которые память о своих корнях и гордость за них сохранили до сих пор. Я был знаком с Марией Васильевной Кузнецовой, жившей в деревне Поль- ское, что рядом с бунинскими Озёрка- ми. Её семья была бедной, но, будучи однодворкой, она отказалась идти за- муж за богатого крестьянина, владею- щего мельницей, только потому, что он мужик. То есть и сословие однодворцев формировало елецкий характер. Как и казаки, купцы, стрельцы, пушкари, городовые-воротники, которые и соз- дали этот узел, конгломерат, со своим языком, характером, манерой пове- дения. Храм Михаила Архангела, поразивший некогда юного Ивана Бунина Дом елецкого воеводы Фото Николая ЧЕРКАСОВА Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz