Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

22 экономика И З О Б Р Е ТА Т Е Л Ь дут описание поставленной задачи, ко- ординаты заказчика и предлагаемое вознаграждение. А вместе с управлени- ем науки и образования области мы со- бираемся организовать экскурсии по выставке для учащихся ПУ, технику- мов, школ. – Неужели школьники и студенты спо- собны сегодня на серьёзные изобрете- ния? – Многие считают, что молодёжь спо- собна только бессмысленно проводить время у телевизора или компьютера. У меня другое мнение на сей счёт. Пер- вым делом я стремлюсь помочь школь- нику или студенту преодолеть психоло- гическую инерцию, которая выражает- ся в принижении своих творческих возможностей. Есть методики «гаше- ния терминов», «операторы РВС» и многие другие. К сожалению, ими ни- кто, кроме нашей команды, не пользу- ется. А результаты впечатляющие. Уже доказано психологами и педагогами, что любого человека можно сделать изобретателем. У нас школьники сред- них классов выдают такие идеи, какие не придут в голову учёным. Например, учащиеся лицея № 44 Ксения Кузьми- на, Артём Федюнин, Костя Гуров изо- брели «кривое зеркало», сконструиро- вали самоочищающуюся лопату, сдела- ли черенок, который практически не ломается. Специалисты во время кон- курса «Фабрика мысли» говорили о большой общественной значимости этих разработок. – А какой педагогический эксперимент у вас был самым удачным? – Я его провёл на собственном сыне. Когда ему было пять лет, я поставил в его комнате верстак и коробку с инстру- ментами. Сегодня он студент нашегофа- культета, работает педагогом дополни- тельного образования в областном цен- тре детского технического творчества, имеет около 15 собственных изобрете- ний, ведёт работу над проектом по про- грамме «Умник», недавно стал прези- дентским стипендиатом. На последнем всероссийском конкурсе он со своими учениками-школьниками обошёл меня со студентами по количеству наград. –Получается, чтонашиизобретателиодни из лучших в мире. Почему же торгуем по- прежнему сырьём, а не инновациями? – Я давно говорю о том, что природные ресурсы невосполнимы, а идеи можно продуцировать бесконечно долго. Что касается реализации наших изобрете- ний, то она связана, прежде всего, с культурой общества. А какая культура у тех, кто владеет фабриками, завода- ми, пароходами… Эти люди хотят утром вложить деньги, а вечером полу- чить прибыль. Жажда быстрой нажи- вы не позволяет им думать о завтраш- нем дне. – Может быть, пора учить наших олигар- хов мыслить по-новому? – Пробовали вести разъяснительную работу, но результата не достигли. По- этому решили пойти другим путём. До- бавили в нашу программу обучения раздел о предпринимательстве. Теперь мы готовим не только рационализато- ров и изобретателей, но и будущих биз- несменов, которые когда-то придут на смену нынешним владельцам предпри- ятий. Это непременно произойдёт, так как наши будущие «олигархи» развиты разносторонне, видят перспективу раз- вития завода, региона, страны. В прошлом году меня избрали предсе- дателем Липецкого областного обще- ства ВОИР, что поможет более активно работать в этом направлении. Главной задачей я вижу подготовку для про- мышленных предприятий специали- стов, которые, образно говоря, будут крутить головой на 360 градусов в по- иске инноваций, новых товаров для производства, рынков сбыта. Без таких специалистов предприятие обречено на гибель. – Вы верите в Россию как инновацион- ную державу? – Если бы я не был оптимистом в этом вопросе, то не занимался бы обучением молодёжи техническому творчеству столько лет. И результаты есть. Скажу только о некоторых. Недавно позвони- ли из Австралии и предложили нала- дить выпуск разработанной нами ём- кости для получения воды из атмос- ферного воздуха. Хорошие перспекти- вы у солнечного насоса, который имеет несколько патентов. Но любое изобре- тение должно пройти сложный и дол- гий путь от опытного образца до серий- ной продукции. Например, у нас есть модель небольшой ветроэнергетиче- ской установки. Если её поместить в ру- чей или речку, то она без ущерба для экологии сможет обеспечить электроэ- нергией небольшой посёлок. Сейчас провели переговоры с Липецким труб- ным заводом, чтобы наладить произ- водство. Но сначала нужно провести целый комплекс испытаний с точки зрения экологии, безопасности. Се- рьёзные изобретения без тщательных научных исследований нельзя запу- скать в производство. Нужно помнить и то, что любое революционное изо- бретение может привести к непредска- зуемым социальным последствиям. В мире существует интересная разработ- ка двигателя внутреннего сгорания, ко- торый при размерах с литровый термос выдаёт 75 лошадиных сил. Но этому изобретению не дают ход. Ведь если за- пустить его в массовое производство, то придётся уволить миллионы работ- ников автозаводов по всему миру. Про- изойдёт социальный взрыв. Поэтому изобретение должно пройти эволюци- онный путь развития. Я спокойно отношусь к тому, что мно- гие интересные идеи годами ждут свое- го часа. Неизвестно, станет ли жизнь с их внедрением лучше. Скажу больше, для меня важно даже не очередное изо- бретение само по себе, а человек, кото- рый его сделал, его творческий потен- циал. Главное – наши дети, которые должны научиться нестандартно мыс- лить, позитивно смотреть на жизнь и творить добро. . Игорь СИЗОВ Вячеслав Тигров с сыном Вячеславом демонстрирует своё изобретение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz