Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
35 общество Н А У К А Кафедра металлургического оборудования Заведующий кафедрой профессор А.П. ЖИЛЬЦОВ. В сферу деятельности современного инженера-механика входят научные ис- следования, проектирование и конструи- рование при создании новой техники. Не- возможно сегодня работать инженеру, не зная правил эффективной эксплуатации и технического обслуживания современ- ных машин. Преподаватели кафедры при- лагают максимальные усилия, чтобы из их выпускников получись грамотные специ- алисты, умеющие проектировать приводы новейших технологических машин, вла- деть принципами 2-D и 3-D моделирова- ния, составлять программу исследования и диагностирования узлов и деталей, раз- рабатывать систему технического обслу- живания и ремонта. Кроме того, студен- ты изучают прогрессивные технологии и оборудование металлургического произ- водства. Все лаборатории кафедры осна- щены интерактивной компьютерной тех- никой, современным комплексом для ис- следования гидроприводов австрийской фирмы «Festa-didactic», приборами уль- тразвуковой и магнитной дефектоско- пии, комплексом лабораторных установок и приборов для определения энергосило- вых параметров. В Липецке, где градообразующим пред- приятием стал крупнейший метал- лургический комбинат, специалисты- производственники всегда будут востре- бованы. В последние годы НЛМК прово- дит крупномасштабное техническое пере- вооружение. И нет ничего удивительного в том, что ежегодно для выпускников ме- таллургических вузов, колледжей и тех- нических училищ здесь резервируется бо- лее 600 рабочих мест по различным спе- циальностям. С 2005 года кафедрой ме- таллургического оборудования ЛГТУ со- вместно с ОАО «НЛМК» ведётся дополни- тельная профессиональная подготовка студентов, начиная с 4 курса. Молодежь обучают на действующем производстве ведущие специалисты комбината и препо- даватели кафедры. Старшекурсники зна- комятся с прогрессивными технологиями и оборудованием аглодоменного, стале- плавильного, прокатного производств, изучают элементы и системы гидроавто- матики, методы и средства технической диагностики оборудования. Студенты, за- нимающиеся по программе дополнитель- ного профессионального обучения, полу- чают стипендию ОАО «НЛМК». Кафедра штамповки Заведующий кафедрой профессор И.М. ВОЛОДИН. Самые разнообразные детали и узлы для автомобилей и сельхозмашин, электротехнических изделий и радио- телеаппаратуры, самолётов и космиче- ских кораблей, тонкого медицинского ин- струмента и внушительного по массе и размерам деталей тяжёлого машиностро- ения изготовляются методами штампов- ки и ковки. И во всём этом многообра- зии должны разбираться выпускники ка- федры. Для подготовки специалистов предусмотрена практика, которую в про- шлом году студенты проходили в качестве механиков-ремонтников на предприятиях сервиса в компаниях «Регард-тур», «Фо- лиум». Познакомились с опытом работы подобных организаций в Воронеже. Ны- нешних практикантов ждёт не менее на- сыщенная программа. О сильнейшем на- учном потенциале кафедры говорит лишь один факт: за последние пять лет препо- давателями и студентами разработаны и внедрены в производство более двадцати патентов. Ими воспользовались на «Сти- ноле», Камском кузнечном заводе. В те- чение почти 8 лет доцент кафедры Вла- димир Сергеевич Борисов занимался изо- бретением новой конструкции механиче- ского пресса для пошагового деформиро- вания пульсирующим нагружением. В ре- зультате созданный «Пульсар» стал един- ственной в мире, уникальной машиной. От существующих молотов, гидравличе- ских и механических прессов зарубежно- го и российского производства «Пульсар» отличает низкая материалоёмкость, малые габариты, большая жёсткость и энергово- оружённость. В перспективе он будет ис- пользоваться в машиностроении для го- рячей и холодной штамповки, чеканки и разделительных операций, прессования деталей и порошков, ковки слитков и па- кетирования металлолома. В строитель- ной индустрии – для формовки кирпича и других материалов, в лёгкой промышлен- ности — для прессования изделий из де- рева, резины и брикетирования отходов. Несколько лет специалисты кафедры за- нимались разработкой моделей и техно- логий лопаток для газотурбинных двига- телей самолётов. Стоимость этих титано- вых деталей составляет почти 90 процен- тов от стоимости всего двигателя! Как шу- тят сами изобретатели: лопатка в «Боин- ге» имеет цену хорошего джипа. ** * Пообщавшись с заведующими кафедра- ми докторами технических наук, профес- сорами Александром Михайловичем Коз- ловым, Александром Павловичем Жильцо- вым и Игорем Михайловичем Володиным, я убеждена, что впереди студентов фа- культета ждёт ещё немало открытий. . Ольга РЯХОВСКАЯ Б ыло время, когда за клинок, сделан- ный из прочнейшей стали, которую современные учёные назвали дамас- ской, кузнец получал табун лошадей. Прав- да, на его изготовление мастер тратил больше года. Говорят, что, выковав меч, он полировал его пальцами. На это уходили месяцы, а чтобы нагреть клинок, он вонзал его в тело раба. Как было на самом деле, мы теперь вряд ли узнаем. Но до послед- него времени считалось, что тайна необы- чайно крепкого и прочного сплава оста- лась в прошлом. Оказалось, что это не так. Чудесный клинок из современной дамас- ской стали изготовил в прошлом году ди- пломник Артём Арефьев. Его проект назы- вался «Технология изготовления изделий с заданным рисунком методом ковки». Цена уникального ножа – почти двадцать ты- сяч рублей. Но даже не в этом его избран- ность. А в том, что узор лезвия оригинален и никогда больше не повторится, даже если подобный нож сделает тот же мастер. Для проведения долгих экспериментов бывшие выпускники кафедры, братья Добрины, бес- платно предоставили собственную кузницу. В этом году исследования продолжает вы- пускница Наталья Трубникова. Секрет дамасской стали открыт липчанами На практике на НЛМК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz