Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

8 Фото Николая ЧЕРКАСОВА В О П Р О С Н Е Д Е Л И УФАС России утверждает, что политика крупных торговых сетей приводит к повышению цен на продукты. Соответствует ли эта оценка истинному положению дел? -В хождение в крупные торговые сети, будь то федеральные или регио- нальные, связано с ком- плексом условий, кото- рые выдвигаются перед поставщиками. Товаропроизводители, заинтересован- ные в продвижении своей продукции не только на внутреннем рынке регио- на, но и на всероссийском, вынуждены выплачивать определённые суммы за право быть представленными на пол- ках того или иного гипермаркета. Как правило, предлагается не одно наиме- нование продукции, а несколько, и по каждой позиции вознаграждение ого- варивается индивидуально. Контрак- ты, заключаемые между продавцами и производителями, носят исключитель- но жёсткий, почти кабальный харак- тер. Например, если товар отгружается по одной цене, изготовитель не имеет права продавать свою продукцию де- шевле в другую сеть. Или другой рас- пространённый пример: отсрочка пла- тежа за уже реализованный товар затя- гивается на 50 дней. То есть в букваль- ном смысле торговая сеть кредитуется извне за счёт этих средств и имеет воз- можность «прокручивать» денежную массу по своему усмотрению. Недоста- ток же оборотных капиталов вынужда- Игорь Васильевич ПОЛОСИН, начальник управления потребительского рынка Липецкой области ет фабрики обращаться в банки и брать в долг под проценты, которые возме- щаются за счёт увеличения цены. С другой стороны, для того чтобы по- крыть издержки на продвижение и маркетинг, напрямую никак не связан- ные с производством, опять же прихо- дится повышать отпускную стоимость, что в конечном итоге отражается как раз на рядовом покупателе. Цена в ма- газине благодаря этому фактору воз- растает минимум на 10–15 процентов, но бывает и выше. По результатам совещания с крупны- ми региональными и федеральными торговыми сетями нами было подго- товлено обращение к премьер- министру Владимиру Владимировичу Путину, которое подписал глава Ли- пецкой области Олег Петрович Коро- лёв. Смысл этого документа заключа- ется в том, что к продавцам, предъяв- ляющим «особые» условия к произво- дителям товаров, должно применять- ся антимонопольное законодатель- ство. Соответствующие бумаги от- правлены и руководителям лидирую- щих сетевых гипермаркетов. В услови- ях финансовой нестабильности поли- тика продавцов по отношению к про- изводителям должна быть пересмо- трена, поскольку негативно сказыва- ется как на стабильности последних, так и на кошельках наших граждан и без того переживающих не самые про- стые времена. Устойчивость потреби- тельского рынка – один из решающих факторов равновесия в социуме и эко- номике. Необходимо сбалансировать наценку на товар, чтобы она была вы- годна не только торговой сети, но и по- купателю, и изготовителю продукции. Если говорить о сетевых ритэйлерах федерального значения, то их доходы обеспечивают безбедное существова- ние штата топ-менеджеров. Извлечён- ная от продажи прибыль отнюдь не остаётся в регионе, она стягивается в офис головной компании. То есть день- ги, потраченные покупателем, проплы- вают мимо областных бюджетов, они оседают в карманах собственников. Это было отмечено и президентом. Уровень морали бизнеса должен отвечать тако- му понятию, как социальная ответ- ственность. Бизнес должен учитывать интересы общества, приоритеты госу- дарства, без которого институт пред- принимательства немыслим априори. Несмотря на то, что гипермаркеты су- щественно повысили уровень обслу- живания, учитывая платёжную способ- ность населения, мы вынуждены обра- тить особое внимание на мелкорознич- ную торговлю, на магазины «шаговой» доступности, в которых представлены товары местного производства, до- ступные среднестатистическому се- мейному бюджету. Сейчас областная администрация работает над создани- ем альтернативных торговых точек. С одной стороны, это делается для под- держания локальных предпринимате- лей и хозяйственников, с другой – для обеспечения интересов той прослойки потребителей, которая не в состоянии пополнять продовольственные запасы в крупных сетевых универсамах. На сегодняшний день в Липецке орга- низовано восемьдесят девять точек, ас- сортимент которых формируется про- изводителями города и области. Нала- жен конструктивный диалог и с регио- нальными торговыми сетями, с кото- рыми мы договорились о том, что по группе социально значимых товаров, насчитывающей порядка шестнадцати наименований, наценка не будет пре- вышать десяти процентов. Выступая на VIII ежегодном конгрессе российской розничной торговли, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев заявил, что «рост розничной цены товаров обусловлен, в том числе выплатами, которые производители осуществляют торговым сетям». Речь идёт о взимании розничными сетями с поставщиков многочисленных платежей и бонусов, без которых товар не может попасть в магазины. Федеральная антимонопольная служба считает, что цены на товары растут благодаря усилиям некоторых недобросовестных «сетевиков». За разъяснениями мы обратились к начальнику управления потребительского рынка Липецкой области Игорю Васильевичу Полосину (как к представителю власти) и исполнительному директору сети универсамов «Покупайка» Игорю Владимировичу Уракову как к непосредственному участнику торгового сообщества. Бизнес должен учитывать интересы общества, приоритеты государства, без которого институт предпринимательства немыслим априори

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz