Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

45 культура К О Н Ц Е Р Т ступила как пианистка, правда, больше этого опыта не повторяла. А виолон- чель принёс в дом мой отчим. Дал мне, четырёхлетней, в шутку попробовать поиграть на маленькой восьмушечке. И шутка затянулась на всю жизнь. В де- вять лет состоялось моё первое сольное выступление в зале музыкальной шко- лы, где преподавала мама. Настоящее, с антрактом. Помню, мне даже подарили коробку конфет. Правда, я не хотела выходить на поклон, всё время спраши- вала: «Я что – слуга?» Потом в её жизни была учёба вМосков- ской консерватории. Среди преподава- телей – великий музыкант и гражданин Мстислав Леопольдович Ростропович. В1964 годуНатальяГутманполучит тре- тью премию на Международном кон- курсе имени П.И. Чайковского в Мос- кве, а спустя два года – первую на Меж- дународном фестивале Дворжака, в 1967 году станет обладательницей золо- тоймедали на конкурсеARDвМюнхене. В 14 лет Наталья Гутман оказалась на концерте гения фортепианного испол- нительского искусства Святослава Рих- тера и «заболела», старалась попасть на каждое его выступление, пробива- лась в первые ряды и впитывала его игру. Позднее судьба преподнесёт ей драгоценный подарок – многолетнюю дружбу и сотворчество с великим пиа- нистом. Также тесные дружеские и про- фессиональные отношения связывали Наталью Гутман с Дмитрием Дмитрие- вичем Шостаковичем, Мстиславом Ро- строповичем, Альфредом Шнитке, композитором-новатором, сейчас уже признанным классиком, а в семидеся- тые он находился в авангарде незаме- чаемых властью. – Это были такие личности! – говорит Наталья Григорьевна. – Я бы очень хо- тела быть достойной их дружбы. Обща- ясь с ними, я никогда не забывала, кто они такие. Хотя никому из них нельзя было показывать своего к ним отноше- ния. Святослав Теофилович Рихтер мне однажды сказал: «Я вас очень прошу, не стесняйтесь меня, потому что я сам начинаю стесняться». Своё преклонение перед ними нужно было скрывать. Рихтер был солнечным человеком, целой Все- ленной. Мы очень дружили с Альфре- дом Шнитке. Он любил смеяться, а я обожала его смешить. Он радовался, когда к нему в дом приходили гости, его жена замечательно готовила, и мы очень часто пользовались этим. Аль- фред был настоящий друг. Он в любой момент мог всё бросить и откликнуться на просьбу. Что такое настоящая дружба, Наталья Гутман смогла убедиться в 1990 году, когда ушёл из жизни её муж, великолеп- ный скрипачОлег Каган. В память о нём в немецком местечке Кройт Наталья Григорьевна решила проводить музы- кальный фестиваль. Естественно, что дело это хлопотное и затратное. И если бы не друзья-музыканты, а это просто небожители: Элисо Вирсаладзе, Юрий Башмет, Виктор Третьяков и другие, приезжающие на фестиваль и играю- щие без гонораров, – маловероятно, что это детище Гутман выжило бы. Бо- лее того, с 2000 года подобный фести- валь проходит и вМоскве. Так чтоНата- лья Григорьевна теперь больше време- ни проводит в российской столице. Се- годня она вновь преподаёт в Москов- ской консерватории на факультете исторического и современного испол- нительства. А поделиться ей с молоды- ми музыкантами есть чем. Гутман из- вестна во всём мире как выдающийся исполнитель в сольном и камерном ре- пертуаре. Специалистов восхищает её инструментальное мастерство – пла- стичность, гибкость звука, тщательная проработка деталей и лёгкость преодо- ления виртуозных трудностей. Гипно- тическое воздействие игры Натальи Гутман ощущают все, кто бывает на её концертах. Она бесстрашно играла авангардную музыку в Советском Сою- зе, когда за это можно было схлопотать крупные неприятности. Ей посвящали свои произведения Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдуллина… Наталья Гутман – обладательница не только редкого таланта, но и уникаль- ного инструмента. Несколько лет назад она стала играть на виолончели, пере- данной ей в долгосрочное пользование обществом Страдивари. Это инстру- мент работы Гварнери дель Джезу на- чала XVIII века – единственная в мире признанная виолончель знаменитого скрипичного мастера. Кроме всего прочего, Наталья Гутман – многодетная мать. Все трое её детей, естественно, стали музыкантами, при- чём скрипачами. И, как признаётся сама Наталья Григорьевна, ей никогда не было свойственно «тащить» своих детей. Теперь они – любимые партнё- ры. Как раз со старшим сыном Свято- славом Морозом Наталья Григорьевна по приглашению областной филармо- нии и выступала на липецкой сцене. – Мне было волнительно здесь играть, – признаётся Наталья Гутман. – Пора- довал полностью заполненный зал, да и публика липецкая просто очарова- тельна. Я много гастролирую, причём как на Западе, так и в России. И чув- ствую, что здесь классическая музыка очень нужна. За границей публика зна- ющая, разбирающаяся в тонкостях. Но там, где чувствуется голод, где ещё люди не насытились классическим ис- кусством – там нас наиболее трепетно принимают. К тому же на Западе есть одна особенность – публика там очень возрастная. А здесь много молодых лиц. И это не может не радовать. . Евгения ИОНОВА Мстислав Ростропович Дмитрий Шостакович Альфред Шнитке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz