Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

31 общество П А М Я Т Ь Фото Владимира КУЛИКА ной конторы при полицейском участке. Деревья, достигающие высоты более 6 аршин (1 аршин = 0,71 метра), очища- лись от низших побегов на высоту 3 ар- шина. Низкорослые деревья и кустар- ники высаживать запрещалось. Если склепы имели неугасимые лампады, родственники на их поддержание вы- плачивали кладбищенским сторожам по договору денежное вознаграждение. Сторожа обязаны были обеспечивать состояние в «благопристойном нахож- дении» «осиротевших» надгробий, за что получали от смотрителя «поми- нальные». Когда, к примеру, стал рас- ширяться старый Елец, а с ним–и клад- бища города, то при устройстве ограж- дения западная стена оставалась от- крытой, с тем чтобы границы кладбища можно было продлить. Созвучны это- му условию и слова в Святом Писании: «...и приду Я к вам с Востока, через Свя- щенные Свои врата, останусь до захода солнца и буду смотреть на закат его». На территориях кладбищ никаких та- бличек о правилах поведения не выве- шивалось. Люди, приходившие сюда, знали и умели вести себя. Это передава- лось от старших к младшим, к детям, из поколения в поколение. Следующая выдержка из книги «Тетар- тургима» священника Афанасия Каль- нофойского (1638 год) наиболее точно передаёт состояние души человека, пришедшего на кладбище: «...Они со- ображают, к кому они идут, это место безмолвия, они останавливаются, ста- новятся неподвижными, здесь каждый шаг, каждое движение свято, каждая минута – горькие сожаления; вообра- жение полного одиночества, уединение и никакой украшенной славы, здесь смутные мечты овладевают душевным покоем, здесь, придёт пора, будут и они, голос нем, только шепчут еле за- метно губы: «Спаси мя и сохрани». Елец и его кладбища Самым замечательным памятником старинного Ельца являлось Черносло- бодское кладбище. Здесь возвышались надгробия из чёрного и серого мрамо- ра, лежали усечённые пирамиды мо- гильных плит, горели неугасимые лам- пады семейных склепов, стоял звон вседневного колокола, располагались аллеи лип, елей, берёз, тянулись до- рожки, посыпанные красным и серым гравием. Над всем этим покоем высил- ся храм Вознесения Христова из крас- ного полудужного кирпича с невысо- кой колокольней, шпилем и сияющим золочёным крестом. Традиционно при храмах хоронили наиболее почётных граждан, внесших средства на их постройку, храмострои- телей. У алтаря храма села Шипово (ныне Становлянский район) в начале ХIX века похоронен Юрий Петрович – отец Михаила Лермонтова, в родовой усыпальнице, построенной в 40-е годы ХIХ века. В селе Пальна-Михайловка – многие из рода Стаховичей. В 1915 году у алтаря Великокняжеской церкви Ель- ца похоронен её храмостроитель А.Н. Заусайлов. При храмах хоронили и свя- щеннослужителей. Возле Вознесенско- го собора Ельца нашли последний по- кой несколько протоиереев, духовный друг Святителя Тихона Задонского – Блаженный Косьма. Здесь же стоял па- мятник известному купцу – промыш- леннику Ивану Скуфину. На старом елецком кладбище много купеческих захоронений. Самое крупное –Петров- ская усыпальница, где лежит избран- ный городской Думой главный строи- тель Вознесенского собора Иван Пе- тров. Возле старой кладбищенской сте- ны, за которой идёт восстановление Троицкого мужского монастыря, стоит памятник матери Тихона Николаевича Хренникова. Цела могила отца извест- ного советского художника Николая Николаевича Жукова, сохранилось за- хоронение краеведа Уклеина. В разру- шенном склепе – целый клан елецких врачей. Где-то покоится основатель елецкого пивзавода немец Кронберг, памятник которому оказался на свалке вместе с памятниками елецким купцам. Это уже в наше время. Что стало после 1917 года Нас, мальчишек военной поры, очень трудно было чем-то удивить, испугать. Но и мы опешили, оторопели, увидев на берегу реки Быстрая Сосна, возле Каракумовского моста, гранитные кладбищенские памятники, которые, насколько мне известно, валяются там до сих пор. Конечно, нашлось множество людей, которые потеряли могилы своих близ- ких и которые рассказали о том, что в Ельце практически стёрты до основа- ния все кладбища, кроме одного – на улице Льва Толстого, до революции – Кладбищенская. Все надгробные па- мятники были употреблены для строи- тельства опор (в Ельце их зовут быки) Каракумовского моста. На месте многовекового, удивительно- го, предельно обихоженного Черно- слободского кладбища в беспорядке валяются несколько разбросанных по вытоптанному полю, покрытых много- вековым мхом, могильных плит. Фак- тически уничтожено старинное еврей- ское кладбище. Но это уже результат «деятельности» многих поколений со- временных местных варваров, которые растащили всё. Эта беда началась в 1918 году с Декрета Совнаркома от 18 января «Об отделе- На берегу реки Быстрая Сосна, возле Каракумовского моста, гранитные кладбищенские памятники валяются до сих пор Могила родителей Иннокентия Херсонского на Казанском кладбище

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz