Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
45 гид И С Т О Р И Я вплоть до 40-х годов 17 столетия. Оно то угасало, то вновь возобновлялось, по мере надобности. Строили корабли для нужд посольств, а также для осна- щения походов донских казаков, совер- шавших рейды против общероссийско- го врага – татар и турок. Если поначалу на Верхнем Дону стро- ятся исключительно речные суда, то уже в 1654 году у нас для «большой» воды сооружают 30 мореходных (!) су- дов. В 1659 году близ села Романово дворянин Иван Романчуков организо- вал строительство стругов исключи- тельно военного назначения. Для кон- сультаций по их изготовлению были приглашены специалисты морского су- достроения – четыре донских казака во главе с КирилломПетровым. Уже в сле- дующем году из верфи выплыло 102, а в 1663 году – 175 морских стругов. Одна- ко выпустили их не ко времени. Кора- блям так и не было суждено доплыть до места назначения и поучаствовать в Крымских сражениях. К весне 1660 года у села Романово (Ле- бедянский уезд), на Дону и близ села Тарбеева, что на реке Воронеж (Козлов- ский уезд), построено 500 однодеревых стругов, которые в 1662 году вышли в море и добрались до Керчи. Русское войско, десантировавшееся на берег, разбило татарские отряды и даровало волю многим русским пленникам. Необходимо упомянуть и об участии верфей в восполнении корабельных потерь русского флота, как в стругах, так и в новых мореходных парусно- гребных судах. Они были добротно скроены, изготовлены и приспособле- ны для плавания в любых широтных условиях, а также достаточно мощно вооружены. История сохранила имена наших зем- ляков, стоявших у истоков основания русского флота. В 1673 – 1675 годах об- щим строительством судов в бассейне верхнего Дона руководил воронежский воевода Борис Бухвостов. Производ- ством морских судов ведал москвич Яков Полуектов, который по велению царя Алексея Михайловича вместо 20 спустил на воду 130 стругов. Помощни- ками к нему, или, как именовалось в распоряжении – «для указывания», были направлены донские казаки – су- довые мастера: Лукьян Высоцкий, Гри- горий Кириллов, Никита Яковлев. На верфях трудились плотники, кузнецы, «работные люди» из 41 уезда (!), то есть почти из всех губерний России. Судостроительное дело выявило в XVII веке целую плеяду способных органи- заторов и мастеров кораблестроения. Среди «морских» умельцев воронежцы – И. Кореленин, М. Емельянов, И. Гри- горьев. Отличились, навечно остав- шись в летописных воспоминаниях, елецкие полковые казаки С. Мочалов и Г. Макаров, а также ефремовский пуш- карь Ф. Данилов, данковский стрелец Г. Ласинин, лебедянский казак С. Ше- верняев. С особой гордостью отмечу, что даже спустя несколько веков, в двадцатом столетии, Лебедянь по-прежнему име- ла самое непосредственное отношение к судостроению. Именно наш земляк, писатель и кораблестроитель Евгений Замятин принимал участие в разра- ботке первой в России программы по- стройки ледоколов. Именно он вместе с коллегами-конструкторами разраба- тывал чертежи первого, после «Ерма- ка», русского ледокола «Царь Михаил Фёдорович». В Англии в 1916 году при участии Евгения Ивановича строился для России ледокол «Святой Алек- сандр Невский». Это судно оказалось последним из серии ледоколов, спу- щенных на воду в Ньюкасле на заводе Армстронга по заказу России. По тем временам это было очень большое судно с экипажем 122 человека, водо- измещением 5600 тонн, длиной 85,6 и шириной 19,5 метра, с энергетической установкой мощностью 7950 лошади- ных сил, обеспечивающей форсирова- ние льдов толщиной до 1 метра и ско- ростью на чистой воде в 15 узлов. По- сле революции, в 1921 году, по хода- тайству экипажа он был переименован в ледокол «Ленин». Тридцать шесть навигаций выдержал этот ледокол на трассах полярных морей, спасая суда от ледяного плена. В годы Великой Отечественной войны на него поставили боевое вооружение. За четыре года судно прошло 34 тыся- чи миль, осуществив проводку 500 ко- раблей и отразив семьдесят атак фа- шистской авиации. Затем ледокол- ветеран вновь вернулся к мирному труду. После появления в 1959 году атомохода «Ленин» он был вновь пе- реименован и стал называться «Вла- димир Ильич». В том же году судно со- вершило поход вокруг Европы, благо- получно прибыло на Чёрное море и продолжало служить верой и правдой ещё 10 лет, после чего его порезали на переплавку. К чему это я так подробно вспомнила биографию этого ледоко- ла? Ведь только такая выносливая и совершенная машина могла быть соз- дана нашим талантливым земляком. Необходимо вновь и вновь доказы- вать скептикам, что лебедянцы не только могут гордиться своими ода- рёнными предками, но даже в генах они унаследовали их мастерство. . Наталья ГРУЗМАН, директор Лебедянского городского краеведческого музея В Англии в 1916 году при участии Евгения Замятина строился для России ледокол «Святой Александр Невский» Постройка дощаника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz