Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
27 общество П Р О Ф И ружённых сил, – добавляет главный штурман Авиацентра Николай Кабан- цов. –Именно в тот период боевых дей- ствий русские лётчики по своей иници- ативе устанавливали на самолётах пу- лемёты. Пилоту стал необходим надёж- ный партнёр-наблюдатель, который вёл разведку и обстрел противника. Но, конечно, как таковая штурманская служба «родилась», когда при штабе ВВС был создан специальный отдел. Интересно, что первыми штурманами стали офицеры артиллерии. Причём только те из них, которые помимо уме- ния корректировать огонь обладали математическими знаниями и такимже складом ума. Во время Первой миро- вой войны бомбардиры успешно пере- квалифицировались в навигаторов. Они снабжали лётчиков полётными картами, устанавливали навигацион- ные приборы на самолётах «Илья Му- ромец». Одна их эскадра базировалась в своё время в Липецке. Самое бурное развитие штурманская служба получила в 20-30-е годы. Вся советская страна знала имена героев, совершавших удивительные воздуш- ные подвиги. Мир рукоплескал экипа- жу, сделавшему суперперелёт (20600 километров!) из Москвы в Нью-Йорк на самолёте АНТ-4. Виртуозно прошли 10-километровую, сложнейшую небес- ную трассуМосква – Анкара – Тбилиси – Тегеран – Термез – Кабул – Ташкент – Оренбург – Москва три самолёта Р-5. Предельная дальность покорилась и крупным авиасоединениям, что бле- стяще продемонстрировали над Крас- ной площадью 500 самолётов. Ни один из них не нарушил чёткий строй. Спра- виться со столь сложной задачей лёт- чикам помогли именно штурманы, ко- торые всё рассчитали с предельной точ- ностью. Главное оружие Точность – вежливость королей, а для штурманов она – главное оружие. Это было доказано прежде всего в годы Ве- ликой Отечественной войны. Первые её месяцы показали не только просчё- ты в организации военного дела, но и наши достижения в лётной и штурман- ской подготовке. Свидетельством тому был бомбовый удар по Берлину 11 ав- густа 41-го. У лётчиков Липецкого авиацентра от- ношение к этому военному эпизоду особое. Ведь боевая задача была вы- полнена дивизией, которой командо- вал наш земляк, легендарный майор авиации Михаил Водопьянов. А штур- маны всех поколений продолжают учиться на этом героическом примере. – Успешному выполнению «берлин- ского» задания способствовала хоро- шая штурманская подготовка, – объяс- няет Николай Кабанцов. – Были наме- чены два варианта маршрута: морской – с выходом через Балтийское море и сухопутный – через Даугавспилс. Соот- ветственно были разработаны два на- вигационных плана ночного полёта. Маршруты проложили на карте с учё- том профиля, всех навигационных дан- ных и режимов полёта по этапам. Николай Степанович может часами рассказывать о подвигах лётчиков и штурманов в годы Второй мировой. Ещё мальчишкой прочитал десятки книг о советских воздушных асах. Кур- сантом Челябинского училища доско- нально разбирал маршруты боевых по- лётов. И сегодня для него документаль- ная военная проза и мемуары фронто- виков – не только увлекательное, но и самое правильное чтение. В силу своего характера (во многом сформированно- го профессией) главныйштурманАвиа- центра не любит неточностей, вымысла, вольного обращения с фактами. Для него правдивые рассказы военных лёт- чиков – открытая книга, вернее – карта. Атлас небесных дорог Это, с нашей обывательской точки зре- ния, небо – сплошной простор и свобо- да передвижения. На самом деле воз- душное пространство давно уже «рас- черчено» на магистрали, дороги и тро- пы. К тому же многие воздушные трас- сы далеки от геометрической прямой, в небесах существуют зоны, через кото- рые пролёт запрещается. На многочисленных небесных дорогах лётчики обязаны соблюдать правила движения. А в качестве регулировщи- ков выступают диспетчеры аэропортов для гражданских судов, штурманы на- ведения – для военных самолётов. По- следние в период учений руководят воздушным боем, направляют истре- бители на воздушно-наземные цели. Как? Представьте себе: экран с локато- ром, на котором миллиметровыми точ- ками изображены десятки самолётов, пролетающих в этот момент по марш- рутам, через которые нужно провести свой. Расстояние между ними на мони- торе тоже очень мало – исчисляется в сантиметрах. Штурман связан по ми- крофону с пилотом и диктует ему, куда лететь: чуть ниже или выше, правее или левее. Чуть не сориентируешься, оши- бёшься в метраже – свой самолёт стол- кнётся с другим. Сложная задача – обеспечить движе- ние по небесам любого самолёта, а во- енного истребителя – особенно. Штур- маны Липецкого авиацентра не раз подтверждали, что умеют это делать на «отлично». Так, в середине 90-х на са- молётах Су-24 был осуществлён пере- лёт Воронеж-Приморье с одной посад- кой в Чите и с тремя дозаправками в воздухе, в том числе и ночью. Расстоя- ние в 10 тысяч километров преодолели за десять с половиной часов. Причём это был не просто перелёт, а перебази- рование групп фронтовой авиации на новое оперативное направление с бое- вым применением. Свой высокий профессионализм ли- пецкие штурманы продемонстрирова- ли на совместных российско-казахс- ких учениях «Взаимодействие-2008», общевойсковых учениях «Центр- 2008», на Международной выставке вооружения и военной техники в Ниж- нем Тагиле. Блестящим было участие липчан в про- шлогоднем воздушном параде в Мо- скве. Благодаря штурманским расчё- там все экипажи точно в назначенное время вышли в заданный район, сбли- зились с самолётами стратегической и транспортной авиации, а затем в сме- шанных группах дозаправки и сопро- вождения с интервалом в 30 секунд на малой высоте прошли над Красной площадью. Небесная точность – результат боль- шой и скрупулёзной подготовки. И об- щей – профессиональной, и частной – к каждому полёту. Для выполнения каж- дого задания на борту воздушного суд- на должен быть комплект подготовлен- ных полётных и бортовых карт. Пер- вый предназначен для самолётовожде- ния по маршруту, второй – на случай восстановления ориентировки, обхода опасных метеорологических явлений и для посадки на запасных аэродромах. Прокладка маршрута на полётной кар- те осуществляется в строгой последо- вательности. Определено также, каким цветом карандаша обозначать то или иное расстояние, тот или иной ориен- тир. Для непосвящённых все эти кру- жочки, квадратики и чёрточки – выс- шая математика, а дляштурмана – про- стая таблица умножения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz