Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
43 культура Т В О Р Ч Е С Т В О два факультета окончил, вокальный – это по диплому и художественный, только здесь я всё-таки самоучка. Муза Валерия Радченко Среди студенток-вокалисток была она… Яр- кое юношеское чувство переросло в настоя- щую любовь, и на втором курсе Валерий и Лариса поженились. Лариса Митрофановна сейчас работает преподавателем вокала в детской школе искусств №1. В этом году се- мейная пара Радченко отмечает сорокалет- ний юбилей супружеской жизни. –Самая несчастнаяженщина – это мояжена, – Валерий Павлович говорит это почти все- рьёз. – Ведь женой творческого человека быть очень нелегко. Потому что художник, по сути – эгоист. По-другому быть не может. А если начнёшь прислушиваться – туда, сюда, и личность расплывается, теряется. Лариса Митрофановна для Валерия Радчен- ко самый близкий друг, который понимает и помогает в любом деле, в любую минуту. И хотя художник не любит писать портреты, облик своей любимой он запечатлел на хол- сте. Эта картина висит рядом с «Автопортре- том» Валерия Павловича, а в другом углу комнаты – портрет дочери. Она вся в отца – пусть не внешне, но талантом походит на него, учится в Мерзляковском училище при Московской консерватории на вокальном отделении. А вот сын выбрал профессию строителя: окончил Воронежскую академию и уехал работать в столицу. Почувствовав природы состояние – Знаете, почему я не люблю рисовать лю- дей? – спрашивает живописец. – Потому что люди не ценят природу и обращаются с нею грубо: выхожу на пленэр и каждый раз вижу эти бутылки пластиковые, пакеты, в общем, кругом один мусор. А для меня природа – это девственность. Она первична, как и живо- пись. Я обожаю писать пейзажи, но не так, чтобы просто картинку показать, а передать состояние. Это очень сложно, но это самое важное в живописи. В этом смысле мне нра- вятся работы Виктора Семёновича Сороки- на. Вот он действительно умел создавать со- стояние. Ведь пейзаж – это только подсказ- ка. Я могу изменить композицию, изменить цвет. Имне неважно прорисовывание каких- то деталей, еловых иголок или травинок. Важно поймать это состояние и воссоздать его в живописном облике, чтоб посторонний человек чувствовал его и в каждоммазке, и в целостной композиции. Пожалуй, у живописца Валерия Радченко это получается. Вот зимний пейзаж. Смотрю и чувствую воздух – чистый, морозный, и какая-то радость особенная захватывает от ясного неба и теней деревьев на ярко-белых снежных сугробах. Может, так и было: при- рода радовалась солнцу? А вот одно из последних: весенний пейзаж. Немного грустно… Тёмный снег. Низкое пас- мурное небо. Но всё же весна! У Валерия Павловича много натюрмортов. Когда погода не очень, выходит с мольбер- том на балкон. Создаёт композицию и – на холст. А ещё художник Радченко любит свои рабо- ты переделывать. И довольно часто. – Я почему маслом люблю писать? Это тот материал, который можно править. Когда пишешь на пленэре этюд «а ля прима» за два часа, то работу полностью осознаёшь уже потом. Видишь, где какие недостатки, имож- но подправить: тон повысить или понизить. Масло в этом смысле очень покладистый ма- териал. Старые работы иногда переделы- ваю: хожу, смотрю – какая гадость. Беру нож, срезаю верхний слой и рисую за- ново. …Совсем скоро весенние ручьи зазву- чат во всю силу. Деревья расправят свои ветви с набухшими зелёными почками. Впереди – апрель. Валерий Радченко говорит, что это самое благо- датное время для живописца. Он соби- рает свой мольберт и вновь идёт на пленэр: заканчивается март, и надо ещё успеть поймать это необыкновен- ное время – рождение весны… . Ольга КРУТОВА Валерий Павлович РАДЧЕНКО Родился 19 февраля 1946 года в Москве. В 1963 году окончил среднюю школу в Днепропетровске. 1963 -1965 годы – учёба в Днепропетровском музыкальном училище на вокальном отделении. 1965 – 1968 годы – армейская служба. 1968 – 1973 годы – учёба в Дальневосточном институте искусств на вокальном отделении. 1973 – 1980 годы – по распределению работает в Иркутской филармонии. В 1980 году переехал с семьей в Воронеж, а через три месяца – в Липецк, и вот уже 29-й сезон он солист Липецкой областной филармонии. В 1987 году ему присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1996-м – народного артиста России. С 2006 года – член Союза художников России. Валерий РАДЧЕНКО: Живопись музыкальна, в каждой картине есть свой ритм, движение. А музыка живописна, в ней есть образы, пейзажи визитная карточка Фоторепродукция Николая ЧЕРКАСОВА Фоторепродукция Николая ЧЕРКАСОВА Фото Николая ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz