Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

41 культура В Ы С ТА В К А Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ ной упрощённостью, ясностью, непо- средственностью изобразительно- выразительных средств, с помощьюко- торых передаётся особое, не обреме- ненное цивилизационными условно- стями видение мира . Сюжеты художники-примитивисты, а также наивные живописцы чаще всего берут из окружающей жизни, фольклора, ре- лигиозной мифологии или собствен- ной фантазии. В результате возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художе- ственные миры, в которых господству- ет некая идеальная наивная гармония между природой и человеком. – Абсолютно наивным художником можно назвать, наверное, Михаила Александровича Ржанникова, – Татья- на Ивановна подводит меня к стенду с работами, которые, по-моему, насквозь пропитаны какой-то детской радостью от осознания того, как прекрасен мир и в то же время взрослой усталостью от жизненных невзгод. – Михаил Алек- сандрович впервые взял в руки кисть в 48 лет, написал на простыне скопиро- ванный с открытки пейзаж. И творче- ство его пленило: помимо живописи, Ржанников занимался вышивкой, скульптурой, делал макеты архитек- турных памятников. А наМеждународ- ной выставке наивного искусства в Па- риже его наградили Золотой медалью. Чем дольше я всматривалась в карти- ны, тем сильнее во мне созревала мысль, что это искусство искушающее: и тыможешь так же. Это как своеобраз- ная калька с детской картинки, под- властная каждому. – Это очень кажущееся ощущение, – успокоила меня Татьяна Нечаева. – Имитировать детский рисунок никто из взрослых не сможет, если только он не Пикассо, который признавался, что ему потребовалась целая жизнь, чтобы нау- читьсярисоватьтак, какэтоделаютдети. – Татьяна Ивановна, меня не покидает чувство, что существует некая граница. Вот перейду её, и мне начнёт всё нра- виться, а сейчас что-то мешает любо- ваться этой живописью… – Это от малой насмотренности. При- митивное искусство выставляется ред- ко. Но и у наивных художников есть критерии отбора: оригинальность каж- дого из них, тех средств, которые они сами придумывают, чувство цвета и гармонии. Ведь здесь же необыкновен- ная искренность! И я поняла, что мешает мне восприни- мать наивный посыл – моя собственная предубеждённость. Одно из двух: на та- кие выставки нужно ходить либо абсо- лютно свободными, либо готовыми к встрече с чужой свободой. И дышать среди таких полотен нужно полной гру- дью, отпускать какие-то уже сложив- шиеся собственные представления о мире и искусстве и стать ребёнком, ко- торого восхищает чужой куличик. – Для меня самой, – говорит Татьяна Ивановна, – эта выставка сопряжена с открытием. Когда нам принёс свои ра- боты Игорь Звягин, я была в изумле- нии. В наше время увидеть человека, которого совершенно не затронула ци- вилизация, очень сложно. Но оказа- лось – возможно! Ему присуща абсо- лютная чистота и наивность. Как будто человек прилетел с другой планеты, по- смотрел на нашу жизнь и изобразил её. А вообще, задумывая эту выставку, я хотела, чтобы все получили удоволь- ствие, чтобы у людей укрепилась тер- пимость к тем, кто по-другому видит и чувствует. Мне очень хочется обратить внимание на то, насколько люди та- лантливы и какие глубины души рас- крывает их творчество! Арт брют По-французски это означает «необра- ботанное искусство». А по сути – твор- чество людей с иной психической орга- низацией, по-другому видящих и чув- ствующих жизнь. Но что такое норма психического здоровья? Очень относи- тельное понятие. Стоит посмотреть на то, как видят нас и наше жизненное из- мерение люди иного мира! Быть может, он – их мир – более совершенный, чем наш, изъеденный пороками и болезня- ми, мечущийся в поисках смысла и ограниченный красными флажками? Ведь это мыбоимся окунуться в их про- странство, а они бесстрашно путеше- ствуют по мирам! . Евгения ИОНОВА Р.S. Почти все работы, представленные на выставке «Наив, примитив, арт брют», собраныиз частных коллекций. Сделав на этом акцент, устроители экспозиции сно- ва и снова говорят о том, что нужно фор- мировать институт коллекционирования в Липецке, потому что это атрибут город- ской культуры. Потому что в сложные времена (и наше не исключение) без частного коллекционера художник не вы- живёт. А как же мир без художников? Василий Шевченко «Луна»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz