Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

культура 40 В Ы С ТА В К А Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ И случилось то, что мне слож- но было от себя ожидать, – я рассмеялась. Яркое, иронич- ное, далёкое от живописных канонов полотно, рассказы- вающее библейскую историю Благове- щения, смотрело на меня дерзко и пря- мо. – Это работаЮрия Татьянина, – преду- предила мой вопрос директор Центра, искусствовед Татьяна Нечаева. – Ин- теллектуал, человек высокой культуры, с необыкновенным чувством юмора, очень одарённый, но не получивший художественного образования, а сле- довательно, не являющийся професси- ональным художником. Но при этом его работы есть в Государственном Рус- ском музее! Наив, примитив… Оказалось, что в Липецке художников, работающих в этих жанрах, немало. При этом провести чёткую стилистиче- скую границу между наивным и прими- тивным искусством невозможно, да и не нужно этого делать. Если бы можно было сегодня встретить «человека из ниоткуда», который жил бы изолиро- ванно от любой информации, не знако- мого с произведениями искусства и вдруг решившего писать картины, – вот его работы и были бы либо абсолютно наивными, либо чисто примитивными. – Это полноценные художественные произведения, обладающие высокой выразительностью, – убеждает меня Татьяна Ивановна. – Вот посмотрите на работы Василия Ивановича Шев- ченко. Это был сверходарённый чело- век. У нас представлены его картины, выполненные в разных стилях. Он какое-то время поработал и в реали- стической манере, но рамки «учёного» искусства Василия Ивановича, навер- ное, стесняли. Его внутренний мир очень глубок. Диапазон владения худо- жественными средствами, которые он же и изобретает, очень широк! Он при- думал свою систему выражения мыс- лей и чувств. Его образы восхищают! И при этом профессиональное сообще- ство художников приняло Шевченко в свои ряды только после того, как он стал членом международной ассоциа- ции художников ЮНЕСКО… И неза- долго до смерти. Примитивизм как направление поя- вился в европейском и русском искус- стве всего каких-то сто лет назад. Его главным признаком было программ- ное опрощение художественных средств, обращение к различным фор- мам примитивного искусства – народ- ного и детского творчества, первобыт- ного и средневекового искусства. В основе лежало стремление обрести чи- стоту взгляда на мир, присущую неис- порченному цивилизацией сознанию. Источником вдохновения для прими- тивистов являются искусство Востока, лубок, провинциальные вывески, дет- ское творчество, народная игрушка. Ив тоже время термин «примитивизм» ча- сто применяется по отношению к наи- вному искусству – к творчеству худож- ников, не получивших образования, однако ставших участниками общего художественного процесса. Наивное направление несколько постарше при- митивного. Оно отличается формаль- «Ожидание чуда» Так называлась картина, которую я первой увидела, едва переступив порог Центра изобразительных искусств

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz