Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

38 культура Т РА Д И Ц И И –Эти куклы в деревнях мастерилижен- щины, – говорит Любовь Ивановна, – причём в полной тишине – никто в доме не должен был мешать появлению куклы на свет, ведь к ним тогда относи- лись очень серьёзно, они играли роль оберега. Помните сказку про девочку-сироту, которой мама, умирая, оставляет ку- колку? И вот девочка попадает к Бабе Яге, а куколка ей помогает и множество важных дел за неё делает. Вот это и есть оберег. Только здесь он очень сильный, потому что сделан древними колдуна- ми. Нашего далёкого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство кра- сивого. Куклы действительно были яр- кими, только без лиц, в смысле без глаз, рта, носа, бровей. Ив этом скрыт глубо- кий смысл – кукла без лица считалась недоступной для злых сил. Выбрасы- вать таких кукол считалось делом грешным – их бережно складывали в сундук. Самый распространённый оберег ста- рорусского человека – лахонная, или тряпичная, маленькая куколка, кото- рую женщина делала, будучи беремен- ной, и клала в уже подготовленную для младенца колыбельку, чтобы отогнать злых духов, а потом защищала от них же ребёнка, пока он подрастал. В каж- дом доме таких кукол было до сотни штук. У Любови Ивановны их тоже много. И много потешных, или игровых, куко- лок. Их она особенно любит мастерить. Все куклы делаются без иголки, только связываются нитками, ведь кукла – подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже. А потешные куклы во- обще делаются из одного кусочка тка- ни. Видя наше удивление, Любовь Ива- новна берёт свои заготовки – нарезан- ные квадратики белых и разноцветных тканей, и начинает творить. – Ткань я подбираю очень тщательно, у меня иногда на это часа два уходит. И детей, которые приходят ко мне зани- маться, учу делать заготовки, чтобы они к порядку приучались. Вот я беру ткань, ватку подложила, головку сфор- мировала и начинаю мотать. Видите, иголкой, как и в старину, не пользуюсь, только ножницами – хотя раньше жен- щины ткань для кукол рвали руками. На наших глазах, буквально за десять минут, появилась новая потешная ку- колка, в платочке, рубашке и русском сарафане. Мы назвали её Плясунья. Куклы Любови Ивановны не раз ста- новились экспонатами многих выста- вок – непременно на празднике Дней культуры Липецкого района, на об- ластных выставках народного творче- ства. И даже в Москве. Тайны обрядовых кукол На край села, на возвышенность выхо- дят женщины. Они в нарядных русских костюмах и дорогих украшениях. Осо- бенно красивы головные уборы– похо- жие на птиц, они украшены перьями и оторочены мехом. …Женщины кличут первых вестников весны – жаворонков: – Жавороночки-полёвочки, прилетите к нам! Весну красную! Лету тёплую! Если птицы не прилетали в этот день, обряд продолжали до тех пор, пока в небе не появлялись первые стайки жа- воронков. Так в языческой Руси закликали весну. И обязательно – с куклой в руках. Женщина-птица – вот она во всей сво- ей красе. – Их называют кукла-столбушка, – ЛюбовьИвановна бережно берёт куклу в руки. – Видите, у неё основа как стол- бик. Я взяла журнал старый, свернула, ватником обмотала, ниточками пере- вязала. Сверху – юбка и рубашка с рукавами-конфеткой. Таких делали в Тульской губернии. И фартучек. И вот обязательное украшение в одежде – семь птиц. Рядом с женщиной-птицей стоит Ру- салка. Не та, что плавает в тёмных во- дах, завлекая молодых мужчин красо- той своей нечеловеческой. Эта кукла для особого обряда – на изменение женской судьбы. – Такой обряд женщины совершали на русальной неделе, которая наступала после праздника Троицы, – рассказы- вает ЛюбовьИвановна. – Русалку дела- Семик и Семичиха Кукла- закрутка – оберег Пастушок на палочке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz