Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

43 гид И С Т О Р И Я ная загадка. Согласно общепринятой версии, монастырь основан вXVII веке. Хотя авторитетный дореволюционный исследователь истории российских мо- настырей В. В. Зверинский считал, что Пройкова-Липецкая, или Успенско- Поройская, мужская пустынь основана в 1701 году на месте явления иконы Бо- жьей Матери «Живоносный источ- ник». Основание монастыря исследо- ватель приписывал Петру Первому. Так что у историков и археологов нет точных данных о времени основания пустыни, упоминается в этом случае даже 12-е столетие. Зато известно, что упразднена она была в 1764 году Екате- риной Второй во время очередной цер- ковной реформы. До сих пор окутано тайной само назва- ние пустыни. Поройская, Паройская, Парольская, Пройкова – это варианты еёименования. Возможно, что этобыло народное «самоназвание», возможно, наименование монастыря произошло по производному от слова «рой», так как сама пустынь находилась у котло- вины, а в округе было много карстовых источников и промоин. Они, в свою очередь, тоже породили множество ле- генд о пещерной обители. Оставим эту легенду нетронутой, должна же быть какая-то загадка, волнующая душу и зовущая любознательных её разгадать! Об истории возведения Древне- Успенской церкви, построенной на ме- сте обветшавшего деревянного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», тоже мало что известно. Это поразительно, с ка- кой халатностью липчане XVIII-XIX веков относились к своей истории! Впрочем, и мы, современные люди, мало чем от них отличаемся. Наместник Свято-Успенского Ли- пецкого мужского епархиального монастыря игумен Митрофан: – Если посмотреть с исторической точ- ки зрения, то судьба Липецка не типична для России. Раньше посады, то есть горо- да, образовывались вокруг монастырей. Святые обители в те времена были, в том числе, и хорошо укреплёнными кре- постями, за стенами которых можно было спрятаться от врагов. С Липецком – сложнее. Это город новой формации, основанныйПетром I после решения воз- вести здесь заводы по переработке же- лезной руды. Наверняка пустынь была небольшой, малонаселённой. Единствен- ным каменным строением, судя по всему, был храм Успения Пресвятой Богороди- цы. Но уже это говорит о серьёзности намерения братии сделать монастырь духовным центром округи. Нужно отме- тить, что в основном каменное строи- тельство в Воронежской епархии (атог- да она простиралась отюга современной Московской области до Азовского моря) началось при святителе Митрофане. Край наш был небогатый, люди религи- озно были абсолютно непросвещёнными, много беглых… Поэтому неслучайно, что здесь возникла именно пустынь – особая форма монашеской жизни. Время не властно над церковными стенами С увяданием здесь монашеской жизни, жизнь церковная (в смысле Древне- Успенскогохрама), несмотрянаупразд- нение монастыря, била ключом. При- чём в буквальном смысле этого слова – на святой живоносный источник, рас- положенный неподалеку, людская тропа никогда не зарастала. А судьба самой церкви похожа на историю на- шей страны: многолетний духовный центр, в советские времена она оказа- лась практически на грани уничтоже- ния (спасло то, что ещё в конце XIX века здание храма было признано па- Древне-Успенская церковь. Фото 1960 гг. Вид на Древне-Успенскую церковь, колокольню и часовню с Петровского пруда. Фото начала 1890 гг. Чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Живоносный источник»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz