Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

38 культура В Ы С ТА В К А Фото Николая ЧЕРКАСОВА П редставители ака- демического реа- лизма в современ- ной художествен- ной среде – явление довольно редкое. Вполне возможно, что это связано с многолетней «дикта- турой» социалистической реалистиче- ской традиции в отечественном искус- стве. Поэтому сегодня мастера стре- мятся выходить к публике с тем, что долгое время показать было вообще невозможно. Наверное, оттого преоб- ладают в галереях направления, весьма далёкие от реализма. Остались, однако, и такие живописцы, которые с гордостью продолжают не- сти стяг реализма. Один из таких – на- родный художник Российской Федера- ции академик Академии художеств Михаил Георгиевич Абакумов, чья пер- сональная экспозиция открылась 3 марта в областном Выставочном зале. Абакумова считают одним из лучших пейзажистов страны. Неизбывным вдохновляющим источником для «зо- лотой кисти России» всегда была Ко- ломна – город, в котором он живёт с детства (родился Михаил Георгиевич в столице). Этот подмосковный городок служит неизбывным, его вдохновляю- щим источником: храмы, крепости, кремли… и небесный свод – сильней- ший образ, притягивающий глаз к лю- бой из его картин. Импрессионистиче- ски яркие, тревожные или, наоборот, умиротворяющие небеса зачастую ре- шают весь цветовой колорит компози- ции. По признанию Михаила Георгиевича, пишет он циклами: возник мысле- образ будущего произведения именно в пастельных тонах – берётся делать сразу несколько штук пастелью. Хо- чется рельефной, выразительной фак- туры – рисует серию холстов маслом. Вообще, процесс создания картины носит комплексный характер: сначала художник ищет удачный вид, делает эскизы, затем выбирает материал, и только через некоторое время, перера- ботав многочисленные наброски, от- сеяв лишнее, он начинает писать в ма- стерской. Если разговор касается приверженно- сти реалистической традиции, мастер, пусть и несколько категорично, настаи- вает – других направлений просто не существует, «они все от лукавого». С другой стороны, такой авторитетный искусствовед, как Татьяна Ивановна Нечаева, отмечает, что обычному зри- телю зачастую бывают гораздо ближе понятные, очевидные формы, за кото- рыми содержание, особенно неподго- товленному человеку, разглядеть суще- ственно проще, нежели в иных абстрак- циях или концептуализме. Поэтому и замечаешь свет на лицах людей, кото- рые любуются сочными летними про- сторами Абакумова посреди слякотно- го и промозглого марта. Природа, уви- денная художником и перенесённая на его полотна, никогда не бывает статич- ной, она поёт, бушует, искрится. Секрет мастера, как он сам считает, – в навыках ремесла, отточенных десятилетиями практики. «Много хороших художни- ков не бывает, – утверждает, хитро улы- баясь в бороду, коломенский живопи- сец. – Из достойных только те, которые окончили Суриковский или Репинский вузы. Это сливки. Почему, например, не существует в провинции балетных школ, а все они только в Москве или Санкт-Петербурге? Так же и с живопи- сью. Считаю, что художество – не менее элитарное искусство». Что ж, на то он и академик, чтобы иметь подобное мне- ние. . Роман ХОМУТСКИЙ Выставка продлится до 24 марта визитная карточка Михаил Георгиевич АБАКУМОВ, народный художник Российской Федерации Родился в 1948 году. С 1964 года учился в Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина. С 1971 по 1977 год – студент художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская профессора И. А. Шпинеля). В 1993 году присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации». В 2002 году стал лауреатом премии имени Балыницкого-Бируля. С 2003 года – почётный гражданин Коломны. Работы находятся в Третьяковской галерее, в Московском музее современного искусства, во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Категорический реализм «золотой кисти России»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz