Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

40 культура М А С Т Е Р тет Чистякова и в открытую говорили, что всеми своими достижениями они обязаны только ему. – Я знаю, что вы тоже преподавали в своё время. – Да, и очень этим горжусь. Среди моих учеников только членов Союза худож- ников человек пятнадцать, а уж тех, кто потом окончил Харьковское или Сури- ковское училище, не говоря о нашем худграфе, вообще не счесть. Я много лет вёл занятия в художественной сту- дии, где занимались ребята, средний возраст которых был лет шестнадцать. В основном будущие абитуриенты. Но были и дошкольники. Моя методика преподавания основывалась на прин- ципе единства и преемственности обу- чения сначала в подготовительной изо- студии, потом в художественной школе и далее в училище. Главным же в рабо- те с дошколятами было не мучить их штудированием. Механическая моно- тонная отработка навыков рисования может запросто отбить у ребёнка вся- кую охоту заниматься творчеством. Развить любовь к увиденной красоте – вот что я брал за основу. Первостепенная задача детского педа- гога – научить замечать прекрасное в окружающем мире. Я старался, как и сам в юности, почаще выводить учени- ков на природу с альбомами и краска- ми. Также стержневым в обучении яв- лялось развитие воображения. В этом мне помогали сказки великого класси- ка – Александра Сергеевича Пушкина. Его слог необычайно образен. Я умыш- ленно не показывал детям иллюстра- ции других художников к пушкинским произведе- ниям, предлагая им по- фантазировать и найти собственное художествен- ное прочтение, где деревья совершенно не обязатель- но должны быть зелёны- ми, а могут быть красны- ми, или небо не голубое, а коричневое и так далее. Конечно, всё вышепере- численное справедливо лишь в отношении млад- ших ребят. Тех, кто по- старше, уже надо сажать за кубики и пирамиды с от- работкой технических на- выков. Когда приходит ощущение объёма, тогда ученику можно уже пере- ходить на следующий уровень, уровень натюрмортов, натурного рисунка, пей- зажных этюдов. Самое замечательное в обучающем процессе заключается в том, что одновременно самообразова- нием занимаюсь и я сам. А это позволя- ет всегда быть в тонусе, постоянно ос- вежать и пополнять познания, которые были мною получены в бытность сту- дентом. Живописец всю жизнь учится, и даже на работах его собственных уче- ников. Как писал Дали: «Без художни- ческого ремесла художник состояться не может». Дали мне не близок, но с его высказыванием трудно не согласиться. Сам он рисовал безукоризненно. – Забавно то, что столь любимый широ- кой публикой Сальвадор не встречает по- нимания у коллег. Я уже не в первый раз слышу нелестные отзывы о нём именно от художников… – Мне нравится у него один натюрморт с фруктовой корзинкой. Он невероятно здорово прописан, филигранно. Но бо- лее традиционная для Дали сюжетика, его сюрреализм не находит отклика в моей душе. Мои любимые художники – те, у которых «светится» живопись, где богатое, красивое, вкусное рисование. Это Коровин, Кончаловский, Суриков, Сорокин, Фальк, Туржанский, Сапунов. Из зарубежных люблю Клода Монэ, Эдуарда Монэ, Сислея, Сезанна, Ван Гога. Если же брать такие жанры, как, например, авангардизм, то здесь тоже хватает мастеров: Древин, Радченко, Малевич. Когда Малевич ушёл в супре- матизм, он себя уничтожил, а вот ран- нее его творчество очень симпатично. – А не возникает желания у вас в качестве эксперимента попробовать себя в жанре, с которым ваше имя никогда не ассоции- ровалось? – Не хочу. Новые методы изображения я пробую постоянно, но пытаться ра- ботать «под» кого-то бессмысленно. Не желаю никому подражать, един- ственный мой объект подражания – красота, которую я увидел в природе и которую мне необходимо перенести на холст. . Роман ХОМУТСКИЙ «Портрет Лили» «Вечерний благовест»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz