Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
27 общество С М Ы С Л есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Исторический проект наших ли- бералов, который они представляли идеальной моделью устройства мира, оказался для русских людей недоста- точным для того, чтобы устремляться в будущее. Они ищут то, ради чего стоит жить, уважают и хранят ценности на- ционального бытия. Вот это и делает нас нацией. А будет нация – будет дер- жава с национальными интересами, а не просто «лавка колониальных това- ров» с полезными ископаемыми. Оговорюсь: разрушает государство не критика. Она совершенно необходима, если исходит от людей, искренне заин- тересованных в развитии своей стра- ны. Разрушают глумление и нигилизм в отношении её самоценности и истори- ческой преемственности. Единство на- ционального сообщества подрывается не столько имущественным расслоени- ем – хотя, если оно переходит опреде- лённую грань как сегодня, о консолида- ции нации можно забыть, – сколько полное забвение понятий государства и Оте- чества, которые объединя- ют народ в единое целое. А теперь посмотрите на глу- мящихся сегодняшних за- падников, которые и Запад- то толком не знают, зато бесконечно уверены в вы- бранном ими пути развития для страны. Они и понятия не имеют о том, что великая европей- ская культура, которой в своё время от- давала дань и даже поклонялась рус- ская интеллигенция и русские умы, ро- дилась как пламень из Христовой исти- ны. Но если народу с утра до вечера вну- шать, что он – неудачник мировой истории, что патриотом может быть только негодяй, что апофеоз свободы – это парады содомитов и транссексуа- лов, то русскому человеку, конечно, со- вершенно не хочется в этой мировоз- зренческой системе чего-то достигать. Теряется социальная личная энергия, угрожает демографическая катастро- фа, потому что утрачивается даже есте- ственное библейское чувство – жела- ние продолжения рода. Ведь и самому простому человеку, мне кажется, небез- различно – для чего мы живем. И чело- век, и нация не могут жить только хле- бом единым. Рынок или плановая эко- номика – это просто инструмент, в кон- це концов. А для чего? Те же либералы говорят: смысл внеш- ней политики России – демократия, права человека. На самом деле её ис- тинный смысл – в создании наилучших условий для воспроизведения высоко- нравственного поколения, то есть для продолжения исторической жизни и отстаивания своих исторических инте- ресов. – Тогда что такое патриотизм с позиции православия? – Христианское, а в особенности пра- вославное, сознание рождает ощуще- ние принадлежности к священному Отечеству, которое отнюдь не тожде- ственно государству – политическому институту со всеми его несовершен- ствами и грехами. Но такое отношение возникает, конечно, только у глубоко религиозного народа, ощущающего са- кральность не только личного, но и национально-государственного бытия как дара Божия. В таком переживании Отечество – это метафизическое поня- тие. Именно поэтому русские люди – не только истово верующие, но и право- славные в душе – пишут и мыслят Оте- чество с большой буквы. Для верующего Отечество понимается как дар, врученный для непрерывного активного созидания. На таком пути есть и взлёты, и неизбежные падения, которые не отчуждают от Родины веру- ющего человека, может быть, разоча- рованного сегодняшним положением в государстве. Такой человек никогда не сможет презирать свою страну и глу- миться над собственной историей. Как правило, верующие люди с философ- ским терпением относятся к сиюминут- ным катаклизмам, потому что ими больше движет служение неким веч- ным идеалам. И они не отождествляют государство – институт греховный и несовершенный – с Отечеством, с зем- лёй, которая воспринимается тоже как дар Божий. Именно религиозно- философское осмысление жизни – личной, национальной, государствен- ной – помогает верующему всегда от- личать добро и зло, грех и добродетель, красоту и уродство. Христианская политика – это задача никогда не забывать о нравственной оценке поступка, государственного ре- шения, законодательной инициативы. Это поиск политического и обществен- ного проекта, исходя из христианской картины мира и представления о смыс- ле и долге человека перед Богом и людьми. Думать не только о том, что нужно и рационально правильно, но и о том, что должно и праведно. Конечно, никто не сможет полностью соответ- ствовать такому призыву, не сможет дать идеальные ответы, но хотелось бы не отказываться от осознанного поис- ка. К сожалению, сегодня мало кто за- думывается о таком. – Так какой он, «средний русский чело- век»? – Да нет такого! Есть «средние» амери- канцы, французы, немцы. Но нет в со- циологии «среднего русского». И– сла- ва Богу. Русский человек – вселенский человек. Помните, у Блока: «Нам внят- но всё: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». У нас есть то, чего нет и никогда не будет у са- модовольных американцев: умение по- нимать других и признавать их ина- кость. У нас каждый сам себе поэт, фи- лософ, мы друг с другом больше спо- рим, чем с внешними оппонентами. Спорим о том, куда идём, зачем жи- вём…Итак будет всегда, разве это не за- мечательно? Пока этот спор есть, конец мира не наступит. Россия – единствен- ная страна, где думают об этом. Если говорить о русском националь- ном чувстве, оно всегда было освящено Православием. Православное мышле- ние основывается на преодолении гор- дыни и осознании собственного греха. О каком чувстве превосходства над другими нациями можно говорить в этом случае? Напротив, русским свой- ственно самобичевание. Мы по сей день все спорим об Иване Грозном, взвешиваем моральную и человече- скую цену его государственных дел, но разве во Франции кто-то стыдится Ека- териныМедичи? А ведь она загубила за одну только Варфоломеевскую ночь в несколько раз больше народа, чем Иван Грозный за всё время своего правления! Стыдятся ли в Англии Ген- риха VIII, который обезглавливал сво- Наталья НАРОЧНИЦКАЯ: Русские люди ищут то, ради чего стоит жить, уважают и хранят ценности национального бытия. Вот это и делает нас нацией. А будет нация – будет держава с национальными интересами, а не просто «лавка колониальных товаров» с полезными ископаемыми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz