Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
39 культура М А С Т Е Р Фоторепродукции Николая ЧЕРКАСОВА пятилетия. Она должна пройти осенью, а пока коплю материал. Конечно, зри- тели ждут некой ретроспективы, и я не в праве им отказать. Но мне гораздо ин- тереснее показать то, чем я живу в дан- ный момент, поэтому основу составят картины последних лет. Я заметил, что мой творческий цикл продолжается пять лет, и по итогам этого периода я обычно стараюсь организовать персо- нальную выставку. Очень любопытно самому оценить результат проделан- ной работы, посмотреть на собствен- ные рисунки под другим углом. Даже при другом освещении, а в галерее оно сильно отличается от освещения в ма- стерской, картины выглядят абсолют- но по-иному. – На выставке, ознаменовавшей пятиде- сятилетие Липецкого Союза художников, местныехудожникипредставиливоснов- ном лучшие работы, свою личную «клас- сику». А у вас наоборот – четыре совсем свежих холста. Что же особенного в них? Вы нащупали нечто новое в творчестве? – Я всё время «шевелюсь», шевелю мозгами! Не могу сказать, что нашёл себя. Я не остановился, до сих пор на- хожусь в поиске. Ведь искусство тоже не стоит на месте. Недостаточно пока- зать просто красивый колорит, удач- ную композицию. Необходимо изобре- тать способы обогатить своё рисование актуальными веяниями, свежим взгля- дом на живопись и на мир в общем. Я до сих пор довольно много читаю об исто- рии искусств, монографии о любимых художниках, отсматриваю большое ко- личество картин. Но при этом мой под- ход формируется всё же не на основе прочитанного или увиденного. Базис того, чем я занимаюсь, – мой личный взгляд на вещи, призма моего собствен- ного восприятия. Увидел что-то, восхи- тился, тут же воплотил на холсте. Сию- минутный восторг от красотыцветовой композиции – основной стимул к рисо- ванию. Например, сейчас меня чрезвы- чайно увлекает яркость, декоратив- ность больших цельных пятен в пику излишней детализации. Потому что в конечном итоге не сучки и лепесточки «решают» картину, а именно крупные цветовые пятна, их взаимоотношения. Фотографичность, акцент на мелочах – всё это должно остаться в XIX веке, пора уходить от подобных вещей. – Мне кажется, такой подход был очень близок Виктору Семёновичу Сорокину… –Несомненно. Он всегда почитал своей приоритетной задачей выстроить абсо- лютную колористическую гармонию. При этом мог создавать один холст по несколько месяцев, отнюдь не стремясь перенасытить его деталями. Ничего равного его садовым натюрмортам по силе воздействия в отечественной жи- вописи я назвать не могу. Что-то по- добное можно искать у Коровина, Фалька, Кончаловского. Надо отме- тить, что Виктор Семёнович в Суриков- ском училище занимался у прямых творческих наследников Коровина и Серова: Сергея Васильевича Герасимо- ва и Бориса Владимировича Иогансо- на. Ему несказанно повезло в этом смысле. И вплоть до 70-х годов метод Коровина эксплуатировался Сороки- ным весьма активно, пока он не пере- ключился на садовые пейзажи и не об- рёл теперь уже свою уникальную узна- ваемую манеру. Тому цветовому един- ству, которого добился наш знамени- тый живописец, мог бы позавидовать и сам Константин Коровин. – Расскажите лучше о ваших университе- тах. Как вы стали художником? – Пусть это не прозвучит патетически, но меня вдохновил Липецк. Я родился здесь и, сколько себя помню, всегда но- сил с собой альбомчик для эскизов. Бы- вало, идёшь, видишь поле, домики и ду- маешь: до чего же это похоже на Савра- сова! Я всё время подспудно «попадал- ся» на каких-то известных мне по картинам Левитана или Саврасова об- разах. С их произведениями я знако- мился благодаря маленьким чёрно- белым брошюрам, продававшимся в одном-единственном на весь город ки- оске около Петровского пруда. Боль- ших альбомов в ту пору не было. До по- ступления в училище в 1951 году у меня уже подобралась целая библиотека этих брошюр. А моё окончательное ре- шение стать художником сформирова- ла повесть о Левитане Константина Па- устовского. Это был сильнейший тол- чок. В семнадцать лет я пошёл в Елецкое ху- дожественное училище, там познако- мился с творчеством Сорокина, которое оказало на меня самое благотворное влияние, захотелось научиться так же. Я устремилсявМоскву, переведясьизЕль- ца на третий курс училища памяти 1905 года, потом поступил в Суриковское. Каждую неделю ходил в Третьяковку, в Пушкинский музей. Смотрел, сравни- вал, как варьируют цвета Сезанн, Клод Монэ, Суриков. Очень люблю Сурико- ва, величайший русский живописец. Кстати говоря, все наши замечательные художники второй половиныXIXвека – тот же Суриков, Поленов, Серов, братья Васнецовы, Врубель – учились у одного и тогоже преподавателя.Имя этого уни- кального педагога Павел Петрович Чи- стяков. Все перечисленные мноюмасте- ра безоговорочно признавали автори- «Вечерний Липецк»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz