Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

23 общество Ф О Р М У Л А С Ч А С Т Ь Я лением, и ощущение духовного един- ства людей. А главное – присутствие высшей силы, которая всё гармонизи- рует, утешает боли и скорби, погашает «перегретые» эмоции и постепенно выводит смиренных на уровень Софии (премудрости Божией). Безусловно, Церковь давала женщине колоссаль- ные силы! А теперь ей без веры очень сложно! Думаю, современная образо- ванная женщина должна получить ещё одно образование – высшую школу терпения. Без веры сделать это невоз- можно! А терпение – огромная сила. И это не бездействие и выжидание. Это умение погасить как огонь, бушующий вокруг тебя, так и собственный эгоизм. – В чём же счастье современной женщи- ны? – Не бывает счастья женского или муж- ского. Счастье от пола не зависит. Сча- стье – это сопричастие. Если человек причастен к какой-то великой цели, то онможет быть счастлив и в тюрьме, и на костре. Даже если он этой цели не до- стигает, а лишь указывает кому-то путь к ней. Если же всё-таки попробовать выделить особенности чисто женского счастье, то оно многоуровневое. Выс- ший уровень – религиозный. А далее – семейный. Мне кажется, что счастье женщины– это когда у всех, кто её окру- жает – детей, мужа, родителей, род- ственников и друзей, всё получается и каждыйживёт в гармонии со своим воз- растом, возможностями и целями. Ко Дню писателя (с женской доминантой) – Совсем недавно появился феномен женского романа. Это очень интерес- ный факт. Женщины стали писать активно, много, та- лантливо, у них появилось больше возможностей за- ниматься литературой. – А какое место писатели за- нимают в обществе сегодня? – Писатели в наше время создают один из жанров ис- кусства, причём далеко не лидирующий. Если посмо- треть в историю, то до эпо- хи Возрождения главным синтетическим жанром воз- действия на человека являлась проповедь с Ам- вона. Литература получила лидерство только в XIX веке, когда возникла идея просвещения и повысился уровень грамотности людей. В XX веке жанровое лидерство перешло к кино – синтетическому искусству, где есть визуальный ряд, художественный образ, музыка, литературный текст – то, что называют «синкретизмом». Сегодня во всех жанрах на первый план выходит творец, личность. Ведь человек, создающий какое-то произ- ведение искусства, меняется сам, ста- новясь публичным, даже мифологизи- рованным. И если образ творца силён, люди обращают на его творение осо- бенное внимание. А в будущем лиди- рующим жанром искусства, возможно, станет многообразное сетевое творче- ство. И главным его направлением бу- дет разрешение внешних и внутрен- них кризисов, поиск гармонии. Лите- ратура же, как и иные жанры искусств, обретёт «новые измерения», соединя- ясь с наукой и с религией. Впереди у нас важнейшая задача – интерпрета- ция священных книг и святоотеческой литературы. Нам нужно не только по- слушно исполнять то, о чём в притчах говорят пророки, нам важно понять смысл их посланий. Надо идти дальше, перевести символы на язык современ- ной культуры, тогда они станут понят- ны всем. – Почему же многие писатели из элиты интеллектуальной перешли в стан шоу- бизнеса? И почему не востребована по- настоящему серьёзная литература? – Настоящая литература будет жить всегда. Правда, пока мы заняты поис- ками благ насущных, на неё времени у нас явно не хватает. А вообще лишь серьезная литература способна менять менталитет человека. Такая литература сейчас уходит в наши «хромосомы культуры» – в библиотеки. Когда она снова выплывет и вернётся – жизнь по- кажет. Что же касается литераторов- шоуменов, то всё объясняется просто: у человека есть непреодолимая жажда творчества. Если его что-то эмоцио- нально переполняет, он выплёскивает это, в том числе и на бумагу, и в масс- медиа. – «Популярная» литература издаётся огромными тиражами. Значит, она нахо- дит своего читателя. Но ведь, по большо- му счёту, Россия уже не самая читающая страна… – Сегодня не читают потому, что заня- ты построением «светлого капитали- стического будущего». Детиже не чита- ют, потому что при них развалилась вера родителей в несколько иное свет- лое будущее. Но когда-то они придут к серьёзному чтению. Им нужно по- взрослеть. А на определённом этапе можно и фантастику почитать. – Что сегодня волнует вас как писателя? – Признаться, я не считаю себя писате- лем. Писатель – тот, кто полностью по- гружён в этот особый вид творчества, засыпает и просыпается с мыслями о новых образах и сюжетах. Я же просто литератор. А волнует меня проблема смыслов – и личност- ных, и всеобщих. Может быть, это не- кий род идеализма, но ещё Толстой го- ворил: «чтобы переплыть реку, надо забирать дальше, всё равно течение снесёт…» . Евгения ИОНОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz