Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
40 культура М А С Т Е Р – То есть ощущение гармонии компози- ции, цвета приходит не сразу? – Очень редко это случается «с первого дубля». Но я люблю заниматься рисо- ванием, мне доставляет удовольствие тратить на него своё время. А вообще, художником руководит Любовь. К сво- ему делу, к природе. Вы посмотрите, сколько красивейших мест в нашей об- ласти! Моя малая родина – Сырский Рудник, там замечательные виды, берё- зы, пруды. Там написан целый цикл ра- бот. Я изъездил весь берег Дона, Воро- нежа. Причём предпочитаю совершать путешествия в компании коллег. Берём палатки, еду, удочки, ищемживописное местечко и селимся там на недельку. И все пишем. Каждый по-своему. Есть, конечно, что-то общее, но у любого из нас индивидуальный взгляд. Выходим на натуру рано утром, на заре, когда ещё свежо, туман стелется. Тут есть профессиональная хитрость. От влаж- ности бумага «напитывается», что для акварели только плюс. На жаре, «насу- хо», картина и сама получится «сухой». Трудно передать полёт, воздушность, ощущение пространства. Знаете, кос- монавты, глядя сверху, говорят, будто наша земля дышит. Поэтому я отдаю предпочтение не прорисовке деталей, а передаче подобного ощущения. И зори мне помогают. Это летом. Осенью и весной можно писать весь день: солнца меньше, влажность выше. – А чем же вы зимой занимаетесь? – Натюрморты! Люблю писать цветы, в них есть удивительная пластика, и, ко- нечно, живое начало. Бывает, выбираю сюжеты посложнее. Вот пример. (Ука- зывает на картину с изображением ста- рой иконы, Библии). Здесь у каждого предмета своя история. Они прошли через множество рук и запечатлели че- ловеческие переживания, энергетику. Старые вещи вдохновляют, в них есть жизнь, они греют. Рисуя, начинаешь выдумывать историю, которая связы- вала бы эти объекты. Это более инди- видуальный процесс во всех смыслах, по сравнению с тем, когда мы выезжаем писать с друзьями. В коллективном со- творчестве тоже много плюсов. Можно покритиковать друг друга, указать на какие-то недоработанные детали, со стороныпосмотреть. Сутра что-нибудь наваяем, вечером уже другими глазами на свою работу смотрим. На следую- щий день стараемся учесть недочёты. В итоге за неделю и композиция, и цвет уравновешиваются, получаются непло- хие работы. – Вы сказали, что встаёте рисовать на заре, по-рыбацки. А нет соблазна вместо кисти взять удочку, ведь с утра самый сильный клёв? – Это огромный соблазн. Главное тут – не сорваться, ведь я страстный рыбак. В прошлом году отдыхали с женой в «Зелёной долине». Пару дней я посвя- тил поиску живописных видов, набра- сывал этюды. А тут вдруг погода испо- ртилась, начались дожди. Для рисова- ния условия категорически неподходя- щие, а для рыбалки – в самый раз. Поу- дил день, другой. Ловилось хорошо, меня обуял азарт. И вроде уже погода наладилась, но охота пуще неволи. Тем более и место знаю, и рыбку подкор- мил. Еле-еле пересилил себя и букваль- но заставил вернуться к работе. – Давайте и мы от хобби вернёмся к теме нашего разговора. Объясните, пожалуй- ста, в чём, на ваш взгляд, отличие масля- ной живописи от акварели? – Специфика такова: акварелисты – за- ложники определённой техники рисо- вания, когда подобающую краску необ- ходимо сразу нанести в нужное место. Возможностей для манёвра у нас на- много меньше, нежели у живописцев. Небольшие коррективы вносить мож- но, но это требует отточенного навыка и хорошей бумаги. Которая, заметьте, стоит весьма недёшево. Иногда неудач- ный рисунок в буквальном смысле при- ходится смывать в ванной, качествен- ный материал это допускает. Потом Монастырка в сумерках, 2007 Тополиная арка, 2004 Фоторепродукции Николая ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz