Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
38 общество Т РА Д И Ц И И Фото из личного архива Кристины ИВАЩЕНКО Фото Николая ЧЕРКАСОВА нировали товарищи массовики- затейники советского разлива. Сжигая Масленицу, а это происходило в воскре- сенье, которое в христианской тради- ции именуется Прощёным, наши предки прощались как с самим праздником, так и с духами умерших, которые целую не- делю незримо присутствовали рядом с людьми. Причём прощались особым об- разом, приговаривая. Например, в дерев- не Никольское Добровского района это выглядело так: «Сжигаем трусов, лобо- трясов, тунеядцев». Семейно-обрядовый комплекс Связан он с чествованием молодожё- нов. В селе Первомайское Лев- Толстовского района была традиция обкатывать молодых. Поженившиеся в этом году пары сначала на санях ката- лись по селу. А затем односельчане их валяли в снегу. Больше доставалось «молодой», которую курнали до тех пор, пока не намокали все панёвы (вид юбки, которую носили только замуж- ние женщины: впереди делалась встав- ка из ткани другого цвета). Да и вообще у наших предков была «говорящая» одежда, но об этом мы расскажем в одном из следующих номеров. Был обычай на масленичной неделе посещать дом невесты – «Ехать у в от- воды» – так это называлось. То есть мо- лодую жену отвозили в родительский дом, из которого ранее забирали. В каких-то сёлах было принято одну ночь там проводить. А где-то у тёщи жили с четверга по воскресенье (отсюда и по- говорка «к тёще на блины» и название – золовкины посиделки). А в воскрес- ный день свёкр со свекровью шли «вы- ручать» молодых, и тогда все вместе трапезничали и веселились. Продуцирующий комплекс Наши предки особенно заботились о будущем урожае, и чтобы он был хоро- шим, они совершали различные риту- альные действия. Например, скатыва- лись с гор. Чем выше гора и дольше твой путь – тем длиннее и лучше будет лён. Считается, что и лубеньки, обма- занные навозом и уложенные соломой, скользящие по земле, – тоже часть про- дуцирующего комплекса. Сегодня нам грозят различными слож- ностями в наступившем году. Быть мо- жет, нам тоже следует сделать повыше горку да подольше на ней покататься? Чего нам стоит? Плач по масленице О многом, что уже безвозвратно ушло из нашей жизни и что тает у нас на гла- зах, стоит поплакать. Мы бездарно раз- базариваем своё прошлое, бессовестно забываем опыт предыдущих поколе- ний и неблагодарно облекаем себя в но- вые имена. Всё занимаемся украша- тельством, нанизывая на остов бытия выхолощенные традиции, лишённые смысла и тайны. Вроде бы и на санях катаемся в Масленицу, и блины печём, даже прощение друг у друга просим, но всё как-то по-советски получается: с пафосом, но без веры. А ведь наши предки ничего не делали просто так. Они жили в мире с миром, говорили с ним на одном языке. Наша задача – снова вступить в прервавшийся диа- лог. На православии – духовном и нравственном стержне нации – это ни- как не отразится. А вот сами себя обла- городим. Памятью. . Евгения ИОНОВА Так в селе Замартынье Добринского района на санях и лубеньке провожали Масленицу Чем выше горка, тем длиннее лён будущего урожая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz