Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

37 общество Т РА Д И Ц И И А перед постом, в Прощёное воскресе- нье, согласно православной традиции, принято просить прощение. В деревне Никольское Добровского района был та- кой обычай: в этот день в родительском доме собиралась вся семья. Сначала дочь с мужем становились перед отцом с ма- терью, которые держали икону, на коле- ни и просили прощение. Потом это же проделывали все члены семьи. Затем жарили яичницу-глазунью. На каждого человека по яйцу. Это была последняя подобная трапеза перед постом. В сле- дующий раз яйца можно было естьтоль- ко на Пасху. А так как на Масленицу мясо уже запрещается, то в большом ко- личестве готовили рыбу, варили овся- ный кисель, пекли блины. Оставшуюся рыбу клали в сундук, который хранили в холодном месте, и доставали её только на Благовещение, когда делается посла- бление в посте. К тёще на блины Наши предки были мудрыми и прозор- ливыми людьми. Они умели чувство- вать землю, на которой жили так, как нам теперь и не снится. Они могли ви- деть мир во всей его многомерности, чего мы, к сожалению, лишены. Все свои познания, верования, представле- ния о различных формах жизни они зашифровали в целом ряде празднич- ных обрядов и атрибутов, в том числе и в Масленице. Кристина Иващенко, вслед за многими исследователями, в том числе за Оль- гой Алексеевной Пашиной, утвержда- ет, что существуют три обрядовых ком- плекса, которые легли в основу ритуа- лов Масленицы. Поминальный комплекс Наши пращуры – язычники, покло- нявшиеся силам природы и возводив- шие их на божественный пьедестал, по- лагали, что на масленичную неделю происходит встреча двух миров: поту- стороннего и нашего. В праздник гра- ница между этими мирами разрушает- ся, и души умерших предков приходят на Землю. Встречали их в субботу, ко- торая теперь называется родительской. На восьмой день провожали. Поэтому на Масленицу едят поминальное блю- до – блины. Считалось, что первый блин ни в коем случае съедать нельзя – его клали на слуховое окошко. – А если окунуться совсем в глубь веков, – продолжает Кристина Иващенко, – то далёкие наши предки называли Мас- леницу «Комоедицей». Комо – это мед- ведь. И наша известная пословица, ско- рее всего, в оригинале звучит иначе и имеет совсем другой смысл. «Первый блин – кому», то есть медведю, а не ко- мом, как мы говорим сейчас, оправдывая неудачный первый опыт. Первоиспечённый блин отдавался на умилостивление медведя, который в эти дни как раз просыпался. Дело в том, что до принятия христианства Масле- ница отмечалась в числе – в день весен- него равноденствия, 24 марта. И чтобы проснувшийся голодный хозяин леса не наделал бед, его надо было накормить. К этому дню было приурочено множество гуляний, маскарадов (причём во всём славянском мире). Но и позже, уже став частью христианской цивилизации, не- смотря на Великий пост, люди выходи- ли на улицу, пели, плясали, наряжались и, подражая медведю, надевали шубы навыверт. Так же, как и на Святки, на Масленицу были приняты обходы домов переоде- тыми людьми. Эти ряженые не кто иной, как души умерших предков. В Крас- нинском районе в селе Гудаловка до сих пор дети бегают по домам, и им дают блины. В поминальный комплекс также входит и обряд сжигания. В городах сжигают чучела зимы. Теперь это пришло и в сёла. Но в нашей традиции принято сжигать обычный сноп соломы. И не зиму прово- жают таким образом, как то позицио- Фото Николая ЧЕРКАСОВА Первый блин – кому? На Масленицу красиво наряжают и лошадей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz