Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

36 общество Фото Александра КОЗИНА Т РА Д И Ц И И Ой, жалкая жты, наша маслена. Провожаем мытебе в дальний путь-дороженьку. Когда жмытеперь с тобой встренемся? Подойдёть такая времечка, подойдуть те годочки, Опять мы устреваемся с вами. Т акой «плач по масленой» можно услышать в селе Знаменка Долгору- ковского района. Масленица в иерархии российских праздников стоит особняком. Древ- ние языческие мотивы тесно переплетены в нём с христианскими традициями. Вхожде- ние в Великий пост немыслимо без бесша- башности масленой недели, которая в этом году выпала на семидневку, с 23 февраля по 1 марта. Многие исконные русские праздники приспособились или уступили место право- славным. Масленица же, обрядово закамуф- лировав глубинные смыслы культовых риту- алов, стала частью жизни Православной Руси и даже Советского государства. Правда, короткое в исторической перспективе время воинствующего атеизма с Масленицей сде- лало то, что за тысячелетие не осилило хри- стианство: снивелировало смысловую часть, оставив лишь карнавальное пиршество. А значит, пришло время заново узнавать то, что от нас уже скрыто под толщей времён и нашим беспамятством. Комоедица Кристина Леонидовна Иващенко, препода- ватель Липецкого областного колледжа ис- кусств имени Константина Игумнова, худо- жественный руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» знает о Масленице всё, и даже больше. Для многих из нас масле- ничная неделя – время блинов, гуляния в парках в выходные, воскресное сжигание чучела зимы. Но это всего лишь вершки… А надо зреть в корень. – Масленичная неделя была неоднородной, – говорит Кристина Леонидовна. – Дни с поне- дельника по среду назывались Узкой маслени- цей. В эти дни ещё можно было работать. Но и блины уже тоже потихонечку пекли. А в четверг существовал абсолютный запрет на работу! То есть приготовить еду или скотину покормить было можно – за работу это не считалось. А на всё остальное – табу. С чет- верга наступала Широкая масленица. Начи- нались массовые катания на санях и санках. Красиво наряжали лошадей, в сани клали луч- шие дерюжки или коврики, обязательно са- жали с собой гармониста и ездили вокруг села. Особым шиком считалось катиться за саня- ми на лубеньке. Это неглубокие кошёлки, в ко- торые стелили солому, а дно смазывали водой и навозом. Обязательным атрибутом Масле- ницы были и остаются ряженые. В некоторых сёлах (например, Замартынье Добровского района) люди просто надевали традиционные русские костюмы, яркие платки, то есть не- повседневную одежду. А вот в селе Требунки Данковского района существовала традиция изменения внешности. На голову натягивали чулки, чтобы односельчане не узнали в лицо, надевали навыверт шубу, часто мужчины и женщины менялись костюмами. Но в Прощё- ное воскресенье вся эта атрибутика убира- лась – наступало время поста. Сыграй, Коля, круглоликай, Наступая Пост Великай (село Долгое, Данковский район) Первый блин – кому Нет, нет. Никакой ошибки в заголовке нет. Это не вопросительное предложение. Это утверждение. Чуть позже всё станет понятно. И хотя в концепции нашего журнала рассказывать об итогах прошедшей недели, на этот раз сделаем исключение – поговорим о сегодняшнем дне Кристина Леонидовна ИВАЩЕНКО, преподаватель Липецкого областного колледжа искусств имени Константина Игумнова, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» визитная карточка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz