Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
6 5 9 В О П Р О С Н Е Д Е Л И котических веществ в кармане. Далее, не давая вам собраться с мыслями, сле- дует заманчивое предложение выло- жить кругленькую сумму (в Воронеже она составляла 15 000 рублей) либо вра- чам за экстренную и сложную опера- цию, либо сотруднику правоохрани- тельных органов, любезно согласивше- муся «замять дело» как раз за такое ко- личество дензнаков. Выложить, разу- меется, не лично из рук в руки, а через указанного посредника. В этих случаях злоумышленники действуют не наобум (это не зазывные смс на случайные но- мера). В данном случае люди распола- гают конкретной информацией об име- нах как самой жертвы, так и её якобы горемычного друга или родственника. Иногда в разговоре удивительно точно воспроизводятся нюансы ваших с ним взаимоотношений. При таком уровне информированности собеседника и на- ходясь в состоянии неизбежно возника- ющей в момент получения шокирую- щего известия аффектации, действи- тельно можно, ничего не проверив, вы- тащить требуемую наличность из-под матраса и понести в условленное место. Но это, как вы понимаете, не есть разу- мный алгоритм поведения. В первую очередь нужно не к матрасу бежать, а без промедлений перезвонить тому са- мому родственнику или другу, а в слу- чае его недоступности (мошенники мо- гут предусмотреть и такой сценарий) обратиться в медицинское или мили- цейское учреждение, в которое он яко- бы был доставлен. А потом не поле- ниться и выявить источник, из которо- го, словно из настежь распахнутойфор- точки, сифонит важная личная инфор- мация. Впрочем, собака далеко не всегда ока- зывается зарытой в умышленном шпи- онаже. Набор фактического минимума, достаточного для совершения махина- ции, нечистые на руку граждане могут получить и в результате нехитрых тех- нологий социальной инженерии. Лжеоператор Второй приём осенью прошлого года с немень- шим успехом апробировался в Тамбове (а до этого в северо-западном феде- ральном округе). В один из дней всё на тот же многострадальный сотовый те- лефон девушке позвонил молодой че- ловек и представился сотрудником из- вестной сотовой компании. Вежливо объяснив, что в связи с жалобами кли- ентов на плохую связь фирма произво- дит переустановку системы, он попро- сил три раза набрать определённую комбинацию чисел. Молодая девушка, не подозревая обмана, проделала опе- рацию сразу по окончании разговора. Через некоторое время ей пришло SMS-сообщение о том, что она успешно перевела свои денежные средства на чужой счёт. Не правда ли, щекотливая ситуация? Но и из неё был и остаётся (это на случай появления подобного на липецкой земле) простой и очевидный выход – звонок в офис мобильного оператора с уточняющими вопросами. Засомневался? уточни! Рассмотренные нами ти- повые приёмы мобильных афер, ко- нечно, не могут охватить всего богат- ства фантазии любителей лёгкой нажи- вы. Привлечь их к ответу по всей стро- гости закона – сложно (загадочные но- мера, при условии, что мошенник не полный идиот, регистрируются на уте- рянные паспорта или на ничего не по- дозревающих подставных лиц). Одна- ко неоспоримо и то, что в основе наших эффективных контрмер лежит набор одних и тех же простейших приёмов – засомневаться, перезвонить, уточнить! В противном случае – отнестись к не- значительной, как бывает в большин- стве случаев, утрате философски. Для страны, зарывшей миллионы в недра финансовых пирамид, потеря по 60– 100 рублей на человека и правда – су- щий пустяк. Вот только бы сотовые ма- хинации не начали однажды прини- мать по-настоящему ужасные формы. Подобные описанной Стивеном Кин- гом в романе «Мобильник». . Автор и редакция журнала «Липецкая газета: итоги недели» выражает признательность пресс- службе УВД по Липецкой области за содействие в подготовке материала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz