Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

41 культура М А С Т Е Р салона автомобиля. За окном – несколько любопытных детских физиономий, а одному интересно настолько, что он в буквальном смысле носом упирается в стекло. – Как же можно было «ухватить» такой кадр? – Фотоаппарат всегда наготове! Сидел в машине, а рядом детишки дурачатся. Ну я и стал с ними перемигиваться, веселить их. Вижу – разыгрались, я скорее за камерой. Вот и подловил эту «любопытную Варвару» с носом. Вообще, я никогда специально не ищу сюжет, но при себе неизменно имею камеру. Снимать надо «ножками» – ходить, ходить и ещё раз ходить. Тогда и кадр к тебе придёт. И смотреть, конечно же, надо внимательно по сторонам и уметь общаться с людьми. Чтобы снять человека, его надо расположить к себе. – Елена Сергеевна Митина (редактор газеты «Золотой ключик») утверждает, что не знает в России лучшего детского фотографа… – Ну уж! Я не настолько тщеславен, чтобы об этом говорить серьёзно. В своё время в «Учительской газете» и журнале «Семья и школа» трудились профессионалы высшей гильдии! Да и не стоит сравнивать, ведь каждый снимает по-своему, кто как видит. У меня весёлые карточки получаются, у кого-то более лиричные. – На ваших работах дети действительно выглядят очень непосредственно. В чём секрет? Может быть, это вы так располагаете своих персонажей к себе? – Это момент, его ловить надо! А малышне надо улыбаться, только тогда тебе ответят улыбкой. Ведь если ты будешь серьёзен с ребёнком, станешь что-то требовать от него, ему вряд ли это понравится. Дети мгновенно чувствуют, с каким настроением ты к ним идёшь. – Почему на фотографиях в основном дети девяти-десяти лет? – Да, вы правы, в большинстве начальная школа. Есть и старшие, но они себя гораздо больше контролируют, с ними сложнее «поймать момент». Двигаемся дальше. На фотографии, снятой как бы немного сверху, группа карапузов, восседающих на горшках. Что ни лицо – то характер. Кто-то с любопытством смотрит в объектив, кто-то на грани того, чтобы разрыдаться, кто-то уже безутешно льёт слёзы. – Сделал этот снимок в середине 70-х годов. Помню, забежал как-то в детский садик. И вижу такое! Естественно, выхватил аппарат. Вообразите реакцию этой компании: они, значит, сидят себе, никого не трогают, а тут врывается какой-то дядька, начинает суетиться вокруг. Предсказуемо, они заревели. Воспитательницы бросились их утешать, а мне только того и надо. Влез на стул, и получился великолепный кадр! Тогда снимок подвергли страшной критике в редакции: дескать, советские дети не плачут. А сейчас – возьми это для любой рекламы, – пойдёт на ура! – А советские ребята действительно были другими? – Дети – они и есть дети, только одеты сейчас по-другому. Мне кажется, тогда всё было органичнее. Мне, по-честному, не очень нравятся все эти китайские пуховики ядовитых расцветок, сплошь покрытые иностранными надписями. – Есть разница между сельскими и городскими детьми? – Как сказать… Деревенские более настороженные, с городскими в контакт входишь быстрее. Если приходишь снимать в обычную городскую школу, требуется всего минут пять, и ты уже находишь контакт с классом – они твои. На селе так быстро не поддаются, будут к тебе долго присматриваться. – Легче снимать детей в группе или индивидуально? – Смотря какая ситуация. Надо, чтобы ребёнок раскрылся. В случае с горшками – о большем я и мечтать не мог. Но есть и очень драматичные индивидуальные портреты, как вы видите. Всё ситуативно. Ещё один секрет: не надо уделять чрезмерное внимание своей «модели», а не то она начнёт воображать и снимок получится неестественным. Фотограф должен быть незаметен, должен работать исподтишка. Хочу сказать, хороший кадр всё равно большая редкость. Процент отбраковки весьма значителен. Благо сейчас это не является проблемой при использовании современных цифровых технологий, а раньше плёнка с тридцатью шестью кадрами очень дисциплинировала! – Можете выделить какое-то одно, общее для всех представленных работ качество? – Раньше считалось, что съёмка не может быть постановочной. В журналистике это было неприемлемо. Таким было требование того времени, когда я снимал этих ребятишек. Здесь всюду живая эмоция, кадры из реальных ситуаций. Думаю, именно это свойство и объединяет. Именно оно придаёт ценность запечатлённым мною на фотоаппарат мгновениям. . Роман ХОМУТСКИЙ, Фото Александра КОЗИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz