Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)

28 общество Т РА Д И Ц И И о подарке. А заканчивалось всё тем, что спрашивалось имя жениха. То есть закличка соединялась с традицией свя- точных гаданий. Девушки всей России в эти дни интересовались именем свое- го будущего суженого. При этом очень часто имена назывались редкие и му- дрёные, чтобырассмешить барышень и озадачить. Почему святочные гадания были так популярны и разнообразны? Считается, что в период с 7 по 19 января стираются границы нашего и потусто- роннего мира, поэтому именно в эти дни с помощью гаданий и заклинаний можно узнать свою будущую судьбу. Один из способов святочного гадания назывался «серьги тресть». Все девуш- ки собирали в подол главной «закопёр- щицы» (заводилы) украшения, и она под определённые песни вынимала чьё-либо кольцо или серьгу. Мужики богатые Дева Ладу Гребуть деньги они лопатою Дева Ладу Кому вынется – тому сбудется Дева ладу Кому сбудется – не минуется Дева ладу – Чья кольцо? – Моя кольцо. – Значит, девка, жених богатый будет. Лада– это языческая бо- гиня любви и семьи. Несмотря на то, что пост заканчивался, свадьбы на святки играть было нельзя. Свататься начи- нали после 25 января и до масленой недели. В традиции было наря- жаться в козу, хотя в Ли- пецкой области этот обы- чай не популярен. Коза – символ плодородия. Пе- реодевались даже в одеж- ды противоположного пола, на юбки нашивали пробки, чтобы гремело, мазали сажей лицо. Ещё один забавный обычай – в святочные дни вы- давливали тыкву: вырезали мякоть, де- лали прорези для глаз, носа и рта, встав- ляли внутрь свечу и этим пугали, подно- сили к окну ночью. А ещё в ночь с 13 на 14 января, то есть в новогоднюю ночь, молодёжь «череди- ла» (безобразничала). Например, заты- кали дымящиеся трубы, закрывали хо- зяев в доме, так что на следующий день те не могли выйти на улицу, привязыва- ли камешек на верёвочке к окну, он по- стоянно постукивал по стеклу, как будто кто-то просится в дом. Могли все дрова растащить по другим дворам, на чужую улицу перегнать телегу и отломать у неё колёса, разобрать хозяйский забор. По- этому в этот день хозяева прятали всё, что можно. Но никогда на чередящих не сердились. В Селе Колыбельское Ча- плыгинского района остался обычай в предновогоднюю ночь разрисовывать дома православными крестами, чтобы защититься от нечистой силы. Мы с ансамблем «Воскресение» ходим колядовать ночью и 6, и 13 января. Священник Артемий (Владимиров) считает, что колядовать перед Рожде- ством не возбраняется, только если не колдовать. Но мне самой хочется Рож- дественскую ночь провести в Храме, поэтому для себя я ещё не решила – пойдём ли мы колядовать шестого чис- ла? Но тринадцатого – обязательно. Это праздник и для нас, и для тех лю- дей, в дом которых мы приходим. Не- которые, правда, реагируют неадекват- но, кто-то и вовсе не открывает двери. Но большинство относится к колядова- нию с большим интересом. У нас есть люди, которые ждут нас из года в год. Коляда – языческий бог молодого на- рождающегося солнца. 22 декабря была самая длинная ночь в году. Теперь с каж- дымднём солнышко дарит нампо одной минуте. Инародное сознание причисли- ло Христа к сонму солнечных богов. Сами колядовщики (ряженые) должны быть обязательно неузнанными. Сегод- ня колядки перешли в разряд развлека- тельно-эстетический. А раньше счита- лось, что коль на святки время размы- кается, то в ночь с 6 на 7 января на Зем- лю приходят души умерших предков. Они вселяются в колядовщиков и при- носят добро своему роду и односельча- нам. Поэтому колядовщиков ждали, их обязательно угощали. Считалось, что чем вкуснее будет угощение, тем лучше и удачнее сложится наступивший год. Существовал ещё такой обычай – греть покойникам пятки: собирался пук соло- мы и поджигался (называлось – жечь пурын). В некоторых сёлах это проис- ходило 13 января, где-то – 19, то есть в эти дни духи предков провожали восво- яси, и поджигали им пятки, таким обра- зом облегчая обратный путь. В южных районах области (Хлевенский, Тербун- ский) этот обычай жив до сих пор, но приобрёл более современные формы: сегодня мальчишки жгут не солому, а автомобильные покрышки. . Евгения ИОНОВА Фото из архива ансамбля «Воскресение» Коляда в с. Нижняя Колыбелька Хлевенского района Кликальщики Авсеня В селе Елец-Маланьино Хлевенского района ещё сохранился обычай греть предкам пятки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz