Итоги недели. 2009 г. (г. Липецк)
общество П РА З Д Н И К 24 К уда-то исчезла из на- шего быта лошадка мохноногая с белыми от мороза усами и с попоной на спине: то ли цыгане наших коней увели, то ли из- вёл научно-технический прогресс. Не бродят в сугробах в рождественских су- мерках маленькие «христославцы» – они теперь играют в компьютерные игры и тянут из горлышка «Клинское». Не слышно скрипа снега у завалинки, у той самой, где «три девицы под окном пряли поздно вечерком…» – девицы проходят очередной кастинг и, закатив глаза, листают глянцевые журналы. Да и сама зима в последние годы как-то выцвела, в городах её распугали маши- нами да кочегарками, а настоящую-то нынче можно увидеть разве что в каком-нибудь медвежьем углу, где ещё ходят в валенках, топят печи, набирают воду в колодце, полощут в проруби бе- льё и, прикрутив фитилек лампадки, помолясь у образов, рано ложатся спать. А тот, кто не спит, достанет, мо- жет быть, с полки старую книжку и рас- кроет на нужной странице: «В городе Н… в… год от Рождества Христова слу- чились события, которые…». У Ивана Шмелёва в «Лето Господне» есть про эту пору такие строчки: «Пе- ред Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь… На театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – по- терял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в ёлках – будто волки, право. Костры го- рят, погреться. Дым столбами. В само- варах, на долгих дужках, – сбитень. Мёрзлая ворона попадётся, наступишь – хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло!..» Можно не читать старых романов, но всё равно всякое событие в нашей жиз- ни мы исчисляем именно от Рождества Христова. С него начинается новая эра человечества. Такой порядок летоис- числения заявлен ещё в VI веке (от Рождества Христова же) и был принят всеми европейскими странами, кото- рые до того всякие подсчеты вели от основания Рима. Этот день и этот год с начала нового пути человечества всегда отмечали особо. Но в нашей российской истории случи- лась однажды диковинная подмена – всего за пару с небольшим столетий «назначенный» петровским указом Новый год сумел заслонить собою прежний главный праздник – Рожде- ство Христово. Хотя начало его уходи- ло ещё к апостольским временам. Ещё в кодексеФеодосия, изданном в 438 году, излагался закон о всеобщемпразднова- нии дня Рождества Христова, а в ше- стом веке император Юстиниан пове- левал праздновать Рождество по всей земле. И в Апостольских постановле- ниях говорилось: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова...». Но Петра не могли ослушаться, и его указ благополучно дожил до наших дней. И вместо рождественской ёлки вышла новогодняя, вместо Рожде- ственского поста – «Рождественские встречи» с Пугачёвой, вместо сочель- ника – «Кулинарный поединок». К слову, о последнем… После всех ужи- мок «звёзд», наспех полиставших пова- …От Рождества Христова 7 января православные христиане празднуют Рождество Христово
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz